Битва за правду: чемпионка критикует федерацию, в ответ ей угрожают

Спортсмены критикуют руководство ВФЛА за бессилие, чиновники в ответ обвиняют спортсменов, тренеров, Запад и вообще всех

В российской легкой атлетике ни дня без скандала: чемпионка мира Мария Ласицкене обвинила руководство ВФЛА в том, что оно не справились со своей работой, и призвала уйти в отставку. В ответ президент федерации заявил, что спортсменка может лишиться права выступать даже в нейтральном статусе.

фото: ВФЛА

Прыгунья в высоту двукратная чемпионка мира Мария Ласицкене победила на этапе «Бриллиантовой лиги» в прыжках в высоту с результатом 2,01 метра. Это лучший результат сезона в мире. Практически синхронно президент Всероссийской федерации легкой атлетики Дмитрий Шляхтин встречался с членами сборной России, находящимися на учебно-тренировочном сборе в Новогорске. И неожиданно высказал предположение, что Машу могут лишить права на выступления. Ведь она призвала руководство ВФЛА уйти в отставку после продления санкций нашей легкой атлетике.

Мария Ласицкене Фото: Евгений Семенов

Трудно представить даже не то, как наши (получившие нейтральный статус) легкоатлеты выступают – без гимна и флага, без права хоть как-то показать, к какой стране ты относишься. А то, как жестко донимают их вопросами на всех языках мира – чистыми ли бежите и прыгаете, что скажете, что думаете, как очищаться собираетесь?

Совет Международной ассоциации легкоатлетических федераций принял решение не восстанавливать Всероссийскую федерацию легкой атлетики в правах. После очередного продления бана легкой атлетики России нервы лидеров громыхнули нападением.

«Российские легкоатлеты уже в который раз честно борются в нейтральном статусе и побеждают на международных стартах. А вы, как выяснилось, до сих пор не в силах навести порядок у себя, для того чтобы вернуть своим же спортсменам флаг и гимн. Пора не на словах, а на деле действовать по-настоящему жестко. Со всеми, невзирая на ранги и титулы, кто своими поступками или бездействием топят легкую атлетику. Подставляют ее и при этом находят оправдания. Кого вы еще пытаетесь обмануть?». Это прорвало бессменного тренера чемпионки мира Геннадия Габриляна.

Не промолчала и Маша: «За последние три с половиной года я раз двести слышала, что все сделано, и нас вот-вот восстановят. Но это лишь красивая обертка, которую нам пытаются навязать. Всем этим людям кажется, что спортсмены ничего не видят, не понимают, и вообще их дело прыгать и молчать. Они забыли, что без атлетов существование любой спортивной организации или федерации не имеет смысла. Они просто отмахиваются от нас, прикрывая друг друга. Мы можем сколько угодно заниматься самообманом, рассказывая о том, как наших легкоатлетов боится Запад, о миллионах пунктах «дорожной карты», которые были выполнены на бумаге. Но то, что мы сделали собственными руками с нашей легкой атлетикой за эти несколько лет, ни одна бумага не вытерпит. Надеюсь, у людей, причастных к этому нескончаемому позору, все-таки хватит мужества уйти. Самим.

И не думайте, что я говорю только о руководстве, речь и о действующих тренерах, которые все еще уверены, что без допинга невозможно побеждать. Им давно пора на покой. Разговоры о том, что на допинге сидит весь мир, неуместны. Не надо спасать весь мир, необходимо спасти то, что осталось от российской легкой атлетики».

На собрании спортсменов президент Шляхтин (а запись этой встречи оказалась у Матч ТВ) решил ответить.

«Вот Маша Ласицкене высказалась, что все… Завтра Маше могут предъявить, что она не сторонник изменения культуры в российской легкой атлетике, и отозвать нейтральный статус. Легко. А из-за чего? Из-за того, что есть решение совета IAAF, где четко прописано, что президент ВФЛА борется со старой историей и ВФЛА делает большие усилия, что федерация двигается.

А спортсмены, не важно кто, говорят, что федерация - уроды, что они ничего не делают. Ага, значит, культура у спортсменов не поменялась, ну-ка отзовем нейтральный статус. Маше сегодня объективно эти вещи с точки зрения психологии надо понимать, потому что она - лидер сборной, она - человек, который ездит за границу. Она понимать это должна больше, чем кто-либо. А для «них» это козырь, который они выкатят, как это произошло с Лысенко».

Ну – как-то так. Почему-то ответ президент увидел именно таким.

Дмитрий Шляхтин, фото: ВФЛА

Да, наверное, не лучшее время сейчас для отставки: если все наши чиновники дружно уйдут, то IAAF вздрогнет дружными рядами своих собственных чиновников: с кем теперь разговоры разговаривать, с кого деньги требовать за очередные месяцы наказания и работы очередных комиссий?

А оно бывает когда-нибудь лучшим, это время отставки? Для тех, кто не справился с работой?

Ведь можно много говорить: работа идет большая, просто не всем видна. В спорте есть фраза, которая подводит итог, иногда даже растаптывая пережитые эмоции: результат на табло. Именно она своей лаконичностью, сухим остатком, отражает объективную картину.

Так вот результат на табло международной легкой атлетики не меняется уже три с лишним года, в ноябре будет четыре. России на этом табло нет.

«Сейчас вот эти два-три месяца очень важны с точки зрения культуры. И показать им, что культура поменялась. А мы что делаем? Мы мочим федерацию! По полной программе! Больше мы ничего не умеем делать! Давайте замочим ее! И раскатаем, и придет другой, и все будет хорошо!», - президент ВФЛА не был скуп на слова в Новогорске.

Если бы культура, антидопинговая в том числе, так легко менялась, то не было бы и вопросов. Но на нашем этапе «переходного периода» эту культуру можно лишь, как бы это ни звучало, насаждать. Жестко преследуя нарушителей. Каждый день отлавливая наказанных и выгоняя их с тренировок и стадионов. Давая понять молодым – дорога с этими тренерами и этими методами закрыта навсегда.

А если за три года этой жесткости или желания, или умения, или еще чего-то не хватило, то стращать лидера за слова можно лишь от бессилия.

«Я счастлива снова вернуться на вершину мировых списков», - сказала Ласицкене, победив в Осло с лучшим результатом сезона в мире.

«Удивлена (на самом деле нет) попытками господина Шляхтина запугать меня. Шикарная фантазия на тему того, что у меня могут отозвать нейтральный статус, так как я не поддерживаю действия главы ВФЛА (видимо, особенно я должна поддержать главное дело его команды – «дело Лысенко»)... Что ждет главу РУСАДА Юрия Гануса за критику ВФЛА, Шляхтин вполне разумно предпочел умолчать.... Прорвемся! Едем дальше... Впереди Хожув-Острава-Тюбинген», – написала она же в Инстаграме, добавив хэштег «Фантазер ты меня называла».

Слова из двух параллельных реальностей. В сегодняшних реалиях они не пересекутся.

Новая информация к размышлению. Артем Денмухаметов временно отстранен Международной ассоциацией легкоатлетических федераций из-за подозрения в нарушении антидопинговых правил, 26-летнего спортсмена подозревают в работе с дисквалифицированным тренером Владимиром Казариным.

И новый вопрос: почему это делает, отстраняет и разбирается, IAAF, а не ВФЛА? «Показать им, что культура меняется», можно только делом.

Фотогалерея