Пока Надаль отмалчивался, из Джоковича в Австралии делали злодея

Первая ракетка мира вынужден оправдываться за благие намерения

Первая ракетка мира и глава нового профсоюза игроков Новак Джокович попытался помочь теннисистам, находящимся на строгом карантине в Мельбурне перед Australian Open, но был так жестко раскритикован, что ему пришлось подробно объяснять свою позицию в Твиттере. И пока Рафаэль Надаль отмалчивается, серб снова становится для всех злодеем номер один. «МК-Спорт» расскажет о том, что происходит.

Джокович и Надаль. Фото: facebook.com/djokovicofficial

72 игрока, прилетевшие в Мельбурн на трех зараженных рейсах из Лос-Анджелеса, Абу-Даби и Дохи, вынуждены две недели сидеть взаперти в гостиничном номере даже без возможности открыть окна, а о выходе на тренировку даже речи быть не может. Они регулярно выкладывают в социальные сети жалобы на условия карантина. Казахстанская теннисистка Юлия Путинцева даже устроила одиночный пикет, через Инстаграм сообщила миру, что им нужен воздух, чтобы дышать.

С тем, что условия жесткие, никто не спорит. Просидеть в номере отеля (а далеко не у всех люксовые условия, у той же Путинцевой в номере бегают мыши), 14 дней тренируя удары об стену и бегая вокруг кровати, — это уже испытание. А если учесть, что им скоро играть на турнире Большого шлема, то вырисовывается несправедливость с неравными условиями.

Жалуются, правда, далеко не все. Светлана Кузнецова позитивно крутит педали и шутит в соцсетях, что «выиграла «Тур де Франс». Виктория Азаренко призывает всех с уважением относиться к местным жителям, которые, несмотря на страх впустить вирус в страну, почти избавившуюся от этой заразы, пригласили их в гости.

В любом случае, и тем, и другим сочувствуют коллеги, оказавшиеся за бортом строжайшего карантина. Кирстен Флипкенс предлагала уравнять шансы и посадить в изоляцию всех, а Новак Джокович пошел еще дальше и написал главе Tennis Australia Крейгу Тили письмо с просьбой обдумать смягчение мер для попавшим в ковидную клетку игроков.

Предложения Джоковича и жесткий отказ

Среди предложений первой ракетки мира были следующие: обеспечить тренировочным инвентарем все номера (от некоторых теннисистов поступали жалобы, что им не могут доставить даже велотренажеры), предоставить достойное питание, соответствующее уровню турнира и элитного спортсмена (едой игроки тоже были недовольны), сократить полную изоляцию для игроков, проводя больше тестов, чтобы они начали тренироваться как можно раньше, разрешить посещать хотя бы своего тренера при условии отрицательных ПЦР-тестов, поселить игрока и его тренера на одном этаже в отеле, позволить всем желающим игрокам снять за свой счет частное жилье с тренировочными кортами, чтобы они были изолированы там.

На все предложения власти штата Виктория ответили Джоковичу отказом. Мало того, после обнаружения коронавируса у испанки Паулы Бадосы, прилетевшей на зараженном рейсе и уже неделю живущей на строгой изоляции (теннисистка сама сообщила об этом в Твиттере и рассказала, что чувствует себя не очень хорошо), организаторы еще больше ужесточили правила карантина.

Marca сообщила, что Крейг Тили уведомил участников Открытого чемпионата Австралии о том, что на второй неделе им по-прежнему придется тренироваться только с одним партнером, хотя изначально предполагалось о расширении тренировочных команд до четырех человек после недели «отсидки». Спортсменам также сообщили о том, что сдавшие положительный тест не будут допущены ни к Australian Open, ни к другим соревнованиям австралийской серии.

Критика первой ракетки

Джоковичу мало того, что отказали, так на него набросились с обвинениями, и громче всего они звучали, конечно, от австралийцев. 16-кратный победитель турниров Большого шлема в парном разряде Тодд Вудбридж посчитал, что обращаться к Крейгу Тили было неправильно «Он все равно таких решений не принимает. Если есть проблема с едой, ее решат. Хотите больше еды — получите. Я знаю, что Федерация тенниса Австралии сделает все, чтобы помочь оказавшимся в изоляции игрокам», — цитирует Вудбриджа Tennis World USA.

Свои пять копеек вставил и Ник Кирьос, назвав Джоковича «инструментом». Впрочем, скандальный австралиец — вечный критик Новака. А экс-теннисист Сэмюэль Грот в своей колонке для Herald Sun написал: «Он серьёзно? Это эгоистичный политический шаг, он просто хочет набрать политические очки. Предлагать игрокам более короткий карантин - не только нелепо, но и оскорбительно для австралийцев, которым пришлось столько терпеть. Что, по его мнению, должно было случиться? Премьер-министр штата Виктория Дэн Эндрюс должен был сказать: «Конечно, Новак, всё что хочешь»?

Почему серба обвиняют в популизме?

Новак Джокович вместе с канадцем Вашеком Поспишилом реализовали во время US Open в конце августа свою идею создания Ассоциации игроков (PTPA), своего рода новый профсоюз, который бы отстаивал права игроков. По его мнению, Совет игроков ATP не может удовлетворить потребности всех участников Тура. Начинание приняли в штыки в ATP, и многие влиятельные игроки, в том числе Рафаэль Надаль и Роджер Федерер не то чтобы не приняли идею, но и не присоединились.

В итоге в конце декабря, когда были выборы игроков в Совет ATP, Новак отказался в него входить, поскольку ATP выпустила новое правило: игроки, состоящие в PTPA или любой другой ассоциации, у которой существует конфликт интересов с ATP, не могут присоединиться к совету игроков.

И вот теперь оппоненты Джоковича считают, что все эти предложения по улучшению условий — не что иное, как способ заработать политические очки и привлечь на свою сторону как можно больше теннисистов.

Дровишек подбавил и тот факт, что серб, как первая ракетка мира, сейчас живет и тренируется в Аделаиде на особых условиях. Вместе с Надалем, Домиником Тимом, Сереной Уильямс, Наоми Осакой и Симоной Халеп (к ним присоединился также итальянский вундеркинд Янник Синнер, как спарринг-партнер Надаля) они живут в очень хорошем отеле (аргентинец Гвидо Пелья даже сказал, что у Джоковича балкон больше, чем его номер в Мельбурне), имеют возможность без ограничений тренироваться в спортзале и готовятся к выставочным матчам, которые будут сыграны до ATP Cup.

Кстати, сам Новак даже заикнулся было, что хочет отбывать карантин со всеми в Мельбурне, но власти и тут ему отказали. За это сербский первый номер, кстати, тоже получил пару пинков.

Новак оправдывается

После всей критики Джоковичу даже пришлось написать пространное письмо в Твиттере с объяснением своей позиции: «Я бы хотел кое-что прояснить. Мои благие намерения в отношении коллег трактовали как эгоизм и неблагодарность. Не все мои действия воспринимаются правильно, и иногда я думаю, что мне стоит все бросить, наслаждаться привилегиями и не обращать внимание на чужие проблемы. Однако я всегда предпочитаю действовать и помогать, несмотря на возможные последствия.

Я искренне переживаю за коллег, но в то же время понимаю, как устроен мир, кто получает привилегии и почему. Я тяжелым трудом заработал свое положение, поэтому мне трудно оставаться в стороне. Я помню, как важна была поддержка, когда я сам был юным и ничего из себя не представлял. Поэтому сейчас я использую свои привилегии, чтобы помогать. В письме Крейгу я хотел обсудить, как можно улучшить условия для игроков, попавших в полный локдаун. Я понимал, что шансы на их реализацию малы. Точно так же из-за строгих правительственных ограничений был отвергнут мой запрос на то, чтобы я проходил карантин в Мельбурне, а не в Аделаиде. В медиа все усугубили и возникло впечатление, что игроки (включая меня) – неблагодарные, слабые эгоисты. Мне очень жаль, что это произошло, потому что я знаю, как многие благодарны».

Защитники Ноле

Но не всем номер один мирового рейтинга показался эгоистичным. Экс-первая ракетка мира Борис Беккер, например, считает, что Джокович говорил разумные вещи: «Такое впечатление, что его будут критиковать за любые действия. Он всего лишь хотел добиться равных прав для всех спортсменов, а на него набросились все, включая премьер-министра. Мельбурн и вся Австралия получает выгоду от проведения соревнований, поэтому организаторы должны более уважительно относиться к участникам».

Но Гвидо Пелья задал вопрос поинтереснее. Несмотря на то, что он, попавший в строгий карантин, также недоволен особыми условиями для игроков в Аделаиде («Организаторы ясно дали понять, что их интересуют только те три игрока, которые проводят отдельный карантин в Аделаиде. Если бы у меня было другое финансовое положение и я мог, как Иснер или Федерер, остаться с семьей, то точно не приехал бы сюда играть», - сказал аргентинец), Гвидо удивляется, почему молчат Рафаэль Надаль и Доминик Тим? По его мнению, у Джоковича хотя бы были благие намерения, но второй и третий номера рейтинга как в рот воды набрали.

Австриец в итоге все-таки вынужден был ответить на вопросы журналистов про попытки Джоковича, и он аккуратно высказался в формате «и вашим, и нашим».

«Я не знаю. Новак пытается помочь другим игрокам в Мельбурне, но надо понимать, что в Австралии проделали большую работу, чтобы препятствовать распространению коронавируса. Я понимаю департамент здравоохранения и Федерацию тенниса Австралии. Новак же просто хотел помочь», — цитирует Тима Tennis Head.

А Рафа по-прежнему молчит...

Фотогалерея