"Говорят, раньше футбол был другим. Нас что, по ногам меньше били?"

Сегодня Симоняну исполнилось 96 лет

12 октября легендарному Никите Симоняну исполняется 96 лет. Спартаковец до мозга костей, один из самых авторитетных людей в отечественном спорте до сих пор влюблен в футбол, которому отдал всю жизнь. А еще Никита Павлович большой друг «МК» и, заходя к нам в гости, не скупится на рассказы и охотно делится воспоминаниями. Вот некоторые из них.

Никита Симонян Фото: Геннадий Черкасов

О современном футболе

— Не могу слышать, когда говорят, что футбол был другим. Каким другим? Мы что, в темноте играли? Руками голы забивали? Нам по ногам меньше били?

Помню беседу на эту тему с Лобановским. Валерий Васильевич пытался сравнить свое киевское «Динамо» и московских динамовцев, которые ездили в знаменитое турне по Великобритании. Он считал, что киевляне там выиграли бы. Я сказал: «Возможно. Но если бы москвичам дали три месяца на подготовку в современных условиях, они бы сумели победить. Ведь в той команде были выдающиеся игроки и личности: Бесков, Бобров, Семичастный, Хомич...» Талант всегда пробьется. За что бы ни взялся Всеволод Бобров — футбольный мяч, хоккейную клюшку, бильярдный кий или теннисную ракетку — во всем побеждал, все у него получалось. Уникум!

О современных футболистах

— Нет сегодня в футболистах целостности, нет корней. Я всегда был и остаюсь спартаковцем, а Стрельцов не соглашался на уход из «Торпедо». Поэтому и приезжали на матчи красно-белого дубля в Тарасовку, за который играли свои, настоящие спартаковцы, тысячи болельщиков и скупали билеты по 50 копеек. Разве сегодня подобное возможно? Футболисты были гораздо ближе к болельщикам, чем сегодня.

Проще люди были. Мы же и на электричках на матчи ездили — автобус ждал нас у Ярославского вокзала, а до него от Тарасовки в вагоне добирались. С улыбкой вспоминаю, как закупался в заграничных поездках Николай Петрович Старостин. Великий, легенда!.. Выбирал, бывало, вещи, мягко говоря, спорного дизайна. А однажды дочери и вовсе привез из Италии два левых ботинка. Я ему как-то напомнил эту историю, а он говорит: «Никита, ты не все знаешь. Я же эти туфли с родственником обратно отправил и поменял на том развале!»

Об олимпийской медали

— В финале Олимпиады-1956 не смогли принять участие Валентин Иванов и Эдуард Стрельцов, а медали тогда получали только 11 игроков, выходивших в решающем матче на поле. После матча, понимая, что Стрельцов играл на турнире больше меня, я предлагал: «Эдик, забери мою медаль, мне неудобно перед тобой». Но он не взял. Предложил еще раз — так Стрельцов меня так далеко с этой медалью послал, заметив, что он еще молодой и успеет завоевать свою награду. Дальше настаивать не имело никакого смысла.

Фотогалерея