Ян Непомнящий в конце июня выступал на престижном турнире UzChess Cup в Ташкенте, где не выиграл ни одной партии и занял предпоследнее место, набрав всего 3,5 очка в девяти партиях. В июльском рейтинге Международной шахматной федерации (FIDE) он опустился с 10-го на 14-е место. 34-летний гроссмейстер покинул десятку лучших шахматистов мира впервые с января 2019 года. Теперь в топ-10 мужского рейтинга FIDE по классическим шахматам впервые в истории не осталось ни одного россиянина.
***
Как можно оценивать последние результаты Яна, отсутствие российских шахматистов в первой десятке мирового рейтинга и общую "расстановку фигур" на шахматной доске планеты, в беседе с корреспондентом "МК-Спорт" рассказал бывший тренер Непомнящего, гроссмейстер Сергей Шипов. Сергей Юрьевич тренировал Яна с 2007 по 2011 год. Как раз под его руководством Непомнящий выиграл чемпионат мира среди юниоров 2007 года и получил звание гроссмейстера.
- Сергей Юрьевич, как вы считаете, в чём причина последних неудач Яна Непомнящего?
- Ян просто редко играет в классические шахматы. На самом деле, я замечаю, что среди многих сильнейших шахматистов появилось такое движение: все предпочитают играть в быстрые шахматы и блиц. Вообще, жизнь ускоряется, и вслед за Магнусом Карлсеном, который возглавляет это движение, все как-то стремятся играть побыстрее. К тому же в Интернете же полно таких турниров, народ подсаживается. Просто банально навык играть серьёзные шахматы, трудиться в течение четырёх-пяти часов, постепенно уходит. А это то, что не может сразу вновь появиться по щелчку пальцев. Ян, конечно, тоже начал на это подсаживаться и, к сожалению, резко переключаться с быстрых на серьёзные шахматы у него не получается. Там может быть ещё сто личных причин: какие-то недомогания, не та фаза луны. Трудно сказать. Он и сам написал, ему не очень понравилось, и сам, наверное, был, действительно, не в лучшем состоянии.
- Как оцениваете его игру в последнее время, стала ли она хуже?
- Нет, она вообще не стала хуже. Ещё раз повторю: он просто выпал из ритма серьёзных медленных шахмат, а в быстрый блиц он играет прекрасно, и, как вы знаете, полгода назад в Нью-Йорке впервые в жизни стал чемпионом мира по блицу. Такие вещи просто так не случаются. Это значит, что он всё равно находится в хорошем состоянии, это всё равно один из лучших шахматистов мира, лучший шахматист нашей страны. Кстати, турнир по быстрым шахматам — Кубок Карпова, который проходил в конце мая в Центральном доме шахматиста — он тоже выиграл, Так что Ян — это всё равно наш ледокол, наша легенда. Но только один вывод: надо почаще играть в медленные серьёзные шахматы, и в следующем турнире уже всё может быть хорошо.
- Ян Непомнящий оставался последним россиянином в топ-10 мирового рейтинга, а теперь там нет никого из российских шахматистов. Можно ли считать это поводом для беспокойства?
- Ну, как сказать. Конечно, это печально, потому что такого никогда не было, чтобы в первой десятке не было россиян. Но это говорит о том, что другие страны прибавили. Нельзя сейчас злиться и говорить: "Что же ты вышел из десятки?". А остальные-то где? Где Андрей Есипенко, молодой, бодрый, энергичный — никак он до десятки не доберётся. Где Володар Мурзин, где другие наши бойцы молодые и крепкие, где Дубов, где Артемьев, и так далее. Наша страна всегда была сильна волной, большим коллективом, а делать ставки на единицы — это просто гиблое дело. Так что, действительно, проблема системная, и проблема в том, что мы не поспеваем за другими странами. Посмотрите, что у индийцев творится: до 20 лет у них сплошные семисотники, люди с колоссальным рейтингом. Они нас обходят уже тотально, глобально. Но истоки надо искать в детско-юношеских шахматах и в работе наших тренеров и спонсоров.
- Какие выводы можно сделать, если посмотреть на топ-10 рейтинга FIDE в целом?
- В целом, конечно, виден такой колоссальный поток азиатских шахмат. Значительно поднялись Иран, Узбекистан, Казахстан. Китай традиционно высок, но Индия, конечно, в этом плане —просто явный лидер, это настоящее цунами. Индия, может быть, косвенным образом доказывает, что всё-таки является родиной шахмат. Но индийский феномен очень трудно описать словами. В своё время там был Вишванатан Ананд и ещё парочка неплохих шахматистов, а сейчас про Ананда уже почти никто не вспоминает, потому что там десятками исчисляется количество сильных гроссмейстеров. Эта удивительная популярность может быть сравнима с эпохой Советского Союза, когда миллионы людей реально интересовались шахматами, увлекались, играли. В Индии сейчас происходит примерно то же самое. А в Индии, между прочим, живёт полтора миллиарда человек, в десять раз больше, чем в России. Поэтому получается так, что массовость и популярность приводит, во-первых, к гигантской конкуренции и к ощущению престижности шахмат. Просто мальчишки, девчонки реально видят в шахматах своё будущее — не просто так поиграть и бросить, как во многих более богатых странах, но именно с детства они реально считают, что шахматы — это их будущее, делают ставку на них. Они даже учёбой почти не занимаются, а профессионально работают над шахматами, это даёт свои плоды.