О кризисе — без галстука

На сайте Кремля ДАМ высказал мнение о финансовом кризисе

Накануне пресс-секретарь президента г-жа Тимакова заявила: кризис не станет главной темой послания Федеральному собранию, основное внимание будет уделено вопросам внутренней и внешней политики. Так что — смотрите видео внимательно.

В первом видеообращении (посвященном предстоящему выступлению на конференции в Эвиане) обстановка была официальной — рабочий стол, аж три компьютера (причем заставкой на одном из них была Дворцовая площадь Петербурга), деловые бумаги. На этот раз Медведев сидит уже без галстука, перед ним — ноутбук, позади, на столике, фото с женой в день голосования на президентских выборах и несколько книжек. Главный вывод, который мы должны сделать, глядя на эту картинку, — мировой кризис вовсе не так страшен для России, чтобы для разговора о нем стоило бы делать суперсерьезное лицо. Что Медведев и подтверждает: “Россия в этот тяжелый круговорот еще не попала”.

Президент сосредоточился на выгодах, которые можно из глобального кризиса извлечь: за счет консолидации активов в различных секторах экономики начнется формирование конкурентоспособных компаний; финансовым организациям придется больше уделять внимания показателям надежности — и это повысит устойчивость банковского сектора. А производственные компании снизят издержки производства, причем за счет его модернизации…

Виктория ПРИХОДЬКО

ВОПРОС ЭКСПЕРТАМ: “Разделяете ли вы оптимизм президента?”

Ирина ВИНОГРАДОВА, директор Российского института потребительских испытаний: “Наш ущерб будет меньшим, чем у других стран. Но в стагнацию российская экономика уже впадает, и, по моим расчетам, депрессия продлится порядка полутора-двух лет. Будет расти безработица, одно за другим падать предприятия, которые являлись вполне эффективными до кризиса. Последние годы отучили менеджеров работать в условиях жесткой конкуренции и борьбы за выживание, поэтому будет много чисто управленческих, но фатальных ошибок… Сейчас средства направляются только на поддержку верхов, а о рядовых гражданах думают меньше”.

Дмитрий АБЗАЛОВ, эксперт Центра политической конъюнктуры России: “Я согласен с президентом. Произойдет санация рынка. Будет сокращаться число посредников, экономика избавится от неэффективных производителей, которых на фоне высоких цен на нефть было очень сложно вычистить. В ситуации, когда возможности кредитования будут ограниченны, производителям и продавцам придется конкурировать, бороться за покупателя, соответственно, они будут большее внимание уделять соотношению цены и качества. Однако если падение рынка затянется, а цены на металлы и углеводороды снизятся более чем в 2 раза, то минусов окажется больше. В этом случае тяжесть последствий будет зависеть от того, удастся ли избежать таких неприятностей, как кризис доверия населения к банкам и к власти”.

Дмитрий БАДОВСКИЙ, глава Института социальных систем: “Я бы не назвал это обращение излишне оптимистичным. Медведев говорит: мы пока не находимся в эпицентре, нас пока затронуло не глобально. Ключевое слово здесь — “пока”. Обращение президента носит в определенном смысле мобилизационный характер, оно несет в себе мысль о том, что нам пора переходить к реальной модернизации финансовой системы, о которой говорят уже полтора года. И кризис в этом плане — некий момент истины”.

Виталий БУШУЕВ, директор Института энергетической стратегии: “За счет топливно-энергетических ресурсов в России была накоплена серьезная финансовая подушка, которая сейчас позволяет государству поддерживать финансовую систему. Структура нашей экономики менее ориентирована на тот финансовый мыльный пузырь, который сыграл злую шутку с США. Я не испытываю ни оптимизма, ни паники — я чувствую обыкновенную рабочую обстановку”.

Нина КУЗЬМИНА, Михаил ЗУБОВ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру