"Это низко и отвратительно, СБР хочет сделать спортсменов рабами"

Биатлонисты отказываются подписывать контракты, в которых не учтены их интересы. СБР в ответ грозит им отлучением от спорта
Евгений Гараничев на стрельбе: видны лучшие рекламные места - правое плечо, правая сторона шапочки, перчатки, и три наклейки на винтовке спортсмена. AP

В российском биатлоне продолжает разгораться грандиозный скандал. Союз биатлонистов России ввязался в спор с членами сборной из-за контрактов спортсменов. Теперь функционеры СБР грозятся выгнать из сборной ее лидеров. За спортсменов вступился олимпийский чемпион Антон Шипулин.

С чего все началось

Новое руководство СБР объявило, что хочет навести порядок в финансах организации и начать зарабатывать, чтобы меньше зависеть от государственного финансирования. Начались поиски новых спонсоров и рекламодателей. Для всего этого СБР потребовалось определиться с собственным продуктом - иными словами, федерации нужно было предлагать рекламодателям конкретные места на экипировке спортсменов под рекламу. Какие именно места самые выгодные в биатлоне - давно известно: в кадр во время трансляции попадают спортсмены в нескольких ракурсах: вид спереди на лыжне (и тогда видны логотипы на шапочке и на ногах - место на груди занимает номер и реклама организаторов гонки), и вид справа на огневом рубеже - правое плечо, правая сторона шапочки, перчатки, винтовка.

Именно эти места СБР и хочет продать спонсорам федерации. Весной 2019 года всем биатлонистам было предложено подписать контракты с СБР, в которых указывалось, что именно СБР будет размещать рекламу на всех местах на экипировке и винтовках спорстменов. Спортсмен же обязан выполнять все рекламные обязательства Союза биатлонистов и не может размещать никакой другой рекламы на своей форме и оружии.

Собственно, из-за этих пунктов и возник спор.

У большинства элитных биатлонистов есть личные спонсоры. Есть обязательства перед спонсорами из их регионов. В конце концов, значительная часть расходов на подгогтовку спортсмена (а также - его премиальные, оплата сборов, перелетов и пр.) производится не из бюджета СБР, а именно благодаря личным контрактам. И финансированию Центра спортивной подготовки из госбюджета. Для спортсменов контракт с СБР в нынешнем виде означает резкое сокращение доходов. Сразу несколько членов мужской сборной России - в том числе ее лидер Александр Логинов, а также олимпийский чемпион Дмитрий Малышко и призер Олимпиады Евгений Гараничев, отказались подписывать предложенные контракты.

Как развивался конфликт

Поначалу казалось, что вопрос о контрактах носит технический характер. Представители СБР высказывались именно в тком духе: мол, сейчас закончится сезон, соберемся, обсудим и решим все вопросы.

Президент СБР Владимир Драчев встречался со спортсменами, и - об этом сообщают СМИ со ссылкой на "неофициальные данные" - пообещал учесть интересы спортсменов. В результате его переговоров к июню контракты с СБР подписали почти все - Малышко, Гараничев, Бабиков. Не согласился поверить на слово только самый успешный российский биатлонист прошлого сезона Александр Логинов - он контракт так и не подписал.

Тем временем риторика СБР начала ужесточаться. Появились заявления о том, что те, кто контрактов не подпишут, из сборной могут быть исключены. А поскольку заявку дял участия в Кубке мира посылает СБР, то в нее не попадут несогласные - и тогда они могут весь сезон соревноваться на гонках в Ханты-Мансийске, поддерживая форму, но ни призовых от Международного союза биатлонистов, ни медалей чемпионата мира, ни мирового рейтинга им не видать.

Жестче всех выступил руководитель тренерского совета СБР Евгений Редькин. Он просто и ясно объявил, что если Логинов не подпишет контракт с СБР, то пропустит сезон.

"Логинов – молодец, но не надо думать, что он такой один. У нас есть человек 25, которые через год-другой могут стать такими же сильными. Поэтому лучше не выпендриваться," - заявил Редькин в своем интервью. К сожалению, имен этих 25 чудо-биатлонистов, которые готовы через год-другой бороться за победу в общем зачете Кубка мира, господин Редькин не назвал.

Что случилось теперь

К чести биатлонистов надо отметить, что никто из них не стал вступать в публичную перепалку с господином Редькиным. Большинство членов мужской сборной терпеливо дождались запланированной на 8 августа встречи с исполнительным директором СБР Сергеем Голиковым, на которой - как ожидалось - он должен был рассказать, как именно руководство СБР будет учитывать интересы спортсменов и их личных спонсоров.

Встреча состоялась, но ожидаемого успеха не принесла. Официально объявлено, что "трехкратный призер чемпионатов мира Александр Логинов в очередной раз заявил о нежелании подписывать контракт с организацией. Недовольство условиями соглашения высказали его партнеры по команде Дмитрий Малышко, Евгений Гараничев и Антон Бабиков, которые уже подписали документ" (так описывает результаты встречи агентство ТАСС). Неофициально спортсмены рассказали, что Голиков еще раз повторил им, что из всех рекламных мест СБР готов дать спортсменам только одно - и точно не на винтовке (именно там были размещены логотипы спонсоров Логинова и Малышко в прошлом сезоне). Никаких уступок СБР делать не намерен. Спортсмены возмутились, и даже те, кто успел подписать контракт, заявили об отзыве своей подписи.

В общем, ситуация стала хуже, чем была до встречи.

Что говорят о конфликте

Представители СБР демонстрируют "умеренный оптимизм". Первый вице-президент СБР Андрей Нуждов сообщил, что в ближайшее время состоится заседание правления Союза биатлонистов, на котором будет обсуждаться вопрос о контрактах.

Действующие спортсмены и тренеры предпочитают не обсуждать контрактный спор. Вместо них публично - и довольно резко - выступил олимпийский чемпион Антон Шипулин, завершивший спортивную карьеру в прошлом сезоне:

"Ситуация и так непростая, а руководство СБР изо дня в день ее только усугубляет. В том числе не всегда корректными высказываниями в СМИ. Сразу скажу, что в этой ситуации я полностью на стороне спортсменов и хочу их поддержать. На месте Логинова я бы этот вариант договора точно не подписал. Грубо говоря, он составлен так, как будто СБР хочет из спортсменов сделать своих рабов. Союз является общественной организацией, сотрудничество между которой и второй стороной должно быть взаимовыгодным. А этот вариант учитывает интересы только СБР. Они хотят контролировать даже переговоры биатлонистов с потенциальными спонсорами. Руководство Союза просто-напросто угрожает ребятам: «Не подпишешь - не будешь выступать». Парней просто запугивают. Это низко и отвратительно. Молодые ничего ответить не могут, а опытные ребята, конечно, сопротивляются. Кто является основным носителем рекламы? Спортсмены. Именно их в 95% случаев показывают по телевидению и приглашают на мероприятия. Именно из-за спортсменов спонсоры приходят в биатлон. Руководство СБР почему-то об этом забывает".

Что дальше

Время для переговоров все еще есть. Сезон стартует 30 ноября, и до этого можно несколько раз согласовать все контракты со всеми сторонами. Вопрос лишь в готовности сторон к таким переговорам.

И, конечно, СБР следует всерьез задуматься над содержанием публичных заявлений. Если лучшие российские биатлонисты во главе с Александром Логиновым будут отстранены от международных соревнований, то вся эта история со спонсорскими логотипами на самых выгодных местах просто потеряет смысл: выставленных на замену дублеров, которые не ведут борьбу за победу, в трансляции просто не покажут. И логотипы на их винтовках никто не увидит.

Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!

Читайте также

Новости


Самое читаемое