«Куклы преобразили фигурное катание»: цена успеха учениц Тутберидзе

Критики говорят, что российская тройка фигуристок-подростков Косторная, Щербакова и Трусова превратили фигурное катание в соревнования по прыжкам. Британское издание The Guardian выпустило статью, в которой рассказывает о цене успеха учениц Этери Тутберидзе. «МК-Спорт» перевел материал британцев.

Британцы рассуждают на тему успеха Косторной, Трусовой и Щербаковой
Анна Щербакова, Алена Косторная и Александра Трусова. Фото: ISU

Культура спорта диктует, что спортсмены должны улыбаться через боль и ошибки. В зоне «kiss and cry», где фигуристы ждут своих результатов, редко встретишь драматические проявления. Даже если судьи несправедливо отметят выступление, фигуристы все равно будут посылать воздушные поцелуи в камеру и махать толпе. Как бы они ни были раздражены, они никогда не покажут своих истинных чувств, предпочитая вместо этого молча страдать. Захоронение чувств просто идет по умолчанию.

«Это порочный круг, когда фигурист живет внутри пузыря. Вы даже не представляете, насколько нездоровы и токсичны некоторые культурные нормы», - рассуждает двукратная олимпийская чемпионка из Финляндии Киира Корпи, которая теперь является студентом-психологом.

На прошлой неделе должен был состояться чемпионат мира в Монреале, но пандемия Covid-19 положила этому конец. Непреднамеренно, это могло бы изменить ландшафт женского фигурного катания. За место на подиуме на ЧМ-2020 боролись бы сразу три российских подростка: 16-летняя Алена Косторная и 15-летние Анна Щербакова и Александра Трусова. Это трио произвело революцию в фигурном катании. Они только дебютировали во взрослом катании в прошлом году, но уже обеспечили СМИ тысячами заголовков.

В финале Гран-при в декабре прошлого года Косторная взяла золото, а Трусова и Щербакова серебро и бронзу. Они повторили этот трюк на чемпионате Европы, оставив ошарашенными своих соперников.

Что же делает их такими хорошими? Благодаря их замечательным прыжкам, они максимизируют технические элементы. Трусова и Щербакова выполнили до недавнего времени неслыханный подвиг для женщин, исполнив четверные прыжки.

Однако есть опасения. Во-первых, вместо соревнований по фигурному катанию, мы наблюдаем за турниром по прыжкам среди женщин. Во-вторых, какова цена успеха – физического, эмоционального и психологического для этих сырых, развивающихся детей?

«Худший аспект заключается в том, что большую часть времени (в фигурном катании, гимнастике и, возможно, в других видах спорта) спортсмен растет в культуре, которая очень авторитарна. Ты вырастаешь и веришь, что если тебя обидят, то только потому, что ты слаб. Если ваше тело или психологическое состояние терпят неудачу, это потому, что вы слабы. Почему же тело подростка ломается?

Очевидно, что у спортсмена есть ответственность, но мы никогда не задаемся вопросом, все ли так с его тренером? Были ли много угнетающих тренировок? Я слышу от врачей о 12-летних детях в США, Финляндии и Швеции – и я уверена, что в России это начинается еще раньше – в клиники приходят фигуристки со стрессовыми переломами и другими травмами, которые не должны быть в этом возрасте. Это говорит о том, что обучение было чрезмерным. Как они могут справиться с этим, когда они так молоды?» - рассуждает Копри.

Все три российских подростка гордятся одним и тем же тренером: Этери Тутберидзе, которая построила конюшню женского таланта. Она является противоречивой фигурой, хотя о ней мало что известно – необычно для фигурного сообщества, которое можно сравнить с кровосмешением. Тутберидзе сделала свое имя в качестве тренера в 2014-м, когда 15-летняя девушка в красном платье по имени Юлия Липницкая выиграла Сочи-2014 и была важна для России, выиграв золото в командном зачете. Она стала звездой. В следующем году она стала второй на чемпионате мира, но быстро была отброшена и забыта, поскольку ее тело начало развиваться. К концу 2016-го он полностью покончила со спортом. Опустошенная и разочарованная, в следующем году она начала борьбу с анорексией. «Меня больше не тянет на лед», - сказала Липницкая с проклятием.

К этому моменту Тутберидзе уже продвинулась вперед и вывела еще одного вундеркинда – Евгению Медведеву. Но на Олимпиаде-2018 она была побеждена своим партнером по команде 15-летней Алиной Загитовой, которая на три года ее младше. У Тутберидзе появился новый фаворит, и в течение нескольких месяцев Медведева сделала поразительный и беспрецедентный шаг. Она вообще покинула Россию, решив продолжить свою карьеру в Канаде. «Я чувствую себя здесь более взрослой», - сказала Евгения.

А еще есть Загитова, действующая олимпийская чемпионка и чемпионка мира. Ей только 17, но в декабре она объявила, что берет перерыв в спорте на неопределенный срок. В прошлом месяце она призналась, что ей было трудно угнаться за более молодыми соперницами, с которыми она тренируется в Москве. Больше всего ее беспокоило то, что она считает нереальным четверной прыжок, пока не станет стройнее.

«Четверные прыжки сейчас слишком опасны для меня. Мне нужно будет подготовиться к ним физически и морально. Мне надо сбросить немного веса, около 3 кг, чтобы уменьшить риск травм», - сказала Загитова.

И это камень преткновения, связанный с феноменом прыжков в женском катании и появлением так называемых матрешек: форм женского тела.

Половое созревание значительно влияет на фигуристок. Они становятся выше и тяжелее. Это ожидаемо, но самое главное – это естественно. Некоторые школы фигурного катания рассматривают это как нежелательное развитие и вредное для четверных прыжков. Физические изменения означают, что надо корректировать методы. И иногда у тренеров нет ни интереса, ни терпения. Они просто ищут новую фигуристку, чтобы сформировать из нее победительницу. Ту, которая находится в препубертатном возрасте и весит меньше. Фигуристы на грани подросткового возраста боятся полового созревания.

«Это опасно. Никто не говорил о симптомах, которые может создать половое созревание – о психологических проблемах, стрессовых переломах, которые могут произойти из-за того, что вы не получаете достаточно энергии и ваша гормональная функция не работает. Поэтому нам нужно рассказать людям о нездоровом спорте.

Я знаю многих атлетов, которые сломлены физически и психологически. Система не заботится о тех, кто уже не справляется с нагрузками, потому что появляются те, кто может это сделать. Но и они спустя некоторое время тоже ломаются, становятся слишком «взрослыми», чтобы продолжать карьеру.

Во время тренировок на детей может оказываться серьезное эмоциональное давление. В фигурном катании ценятся сложные прыжки, которые проще выполнять, когда тело еще не оформилось. Чем более роботизированный подход будет у ребенка к своему телу и разуму, тем лучше (для результатов). Но если тренировочный процесс проходит в условиях постоянных оскорблений, в будущем могут быть радикальные последствия. Во многом это можно сравнить с жестоким обращением родителей с детьми.

В фигурном катании уже были дети-звезды – Тара Липински, Мишель Кван, Сара Хьюз. Но их не вытесняли из спорта только потому, что они не могли идти в ногу с техническим прогрессом.

Я не считаю, что детская фабрика Этери Тутберидзе – самая большая проблема в фигурном катании. Проблема в больной культуре. Фабрика Тутберидзе – признак бесчеловечной культуры, которую принимает наш спорт. Она не причина. Многие тренеры работают так же, как она, многие федерации поддерживают такой способ воспитания спортсменов.

Люди скучают по эмоционально зрелому катанию. Трудно наблюдать за этими маленькими девочками-звездами, потому что невозможно не думать о том, что стоит за их выступлениями», - завершила Копри.

Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!

Читайте также

Новости


Самое читаемое