"У Тихонова любимчиков не было – пахали все как проклятые"

Сегодня знаменитому хоккейному тренеру Виктору Тихонову исполнилось бы 90 лет
Виктор Тихонов (в центре) в рижском "Динамо". Фото: dinamoriga.lv

За год до кончины Виктора Васильевича Тихонова вышел фильм "Легенда номер 17", и мы встретились на хоккее вскоре после премьеры. "Сказочка, конечно, но если людям нравится – то ради бога. Мне самому приятно было вспомнить про Чебаркуль: как раз когда Харламов там играл, мы с рижским "Динамо" выиграли у них предсезонный турнир, и это был первый успех команды с того момента, когда мы перешли на четыре звена. Они за это напоили меня потом на банкете..."

Когда Тихонов заговаривал про четыре звена, то собеседник живо осознавал, что ты общаешься не просто с легендарным тренером, а с человеком, который однажды изменил весь мировой хоккей. Чтобы доказать состоятельность своей системы, Тихонову потребовалось вывести рижское "Динамо" из подвалов второй лиги в высшую, причем сделать это в рекордно короткий срок.О том  как это было, мне несколько лет назад рассказывал в Риге Янис Квепс, много лет проработавший врачом в том "Динамо".

"Когда к нам прислали из Москвы Тихонова, команду даже сложно было назвать профессиональной: все игроки числились на ставках разнорабочих вагоноремонтного завода. И не сказать, чтобы сильно дорожили своей зарплатой в 75 рублей. 15 очков за 44 матча - и последнее место в своей зоне говорят сами за себя.Но появление Виктора совпало с переводом команды под крыло "Динамо" –  и как сотрудники МВД ребята сразу стали получать втрое больше. Тихонов "пробил" несколько дополнительных ставок, чтобы можно было играть в четыре звена, и ввел режим двух тренировок в день. Все несогласных с решениями тренера безжалостно изгонялись. "На эти деньги легко других найдем" – любил говорить Тихонов.С ним вообще было тяжело спорить – он бегал все эти двенадцатикилометровые кроссы, и всегда приходил к финишу первым и смотрел, кто и насколько от него отстал. И, кстати, своему помощнику Розенбергсу он ставил задачу прибегать вторым – а то, говорил, авторитета у тебя среди ребят не будет, "Розена" Виктор взял в команду с кафедры физвоспитания с изрядным животиком, и порой больно было смотреть, как давались ему последние километры – он добегал уже в полупрострации. Но за финишем была зарплата в 250 рэ, премиальные, загранпоездки... А сойдешь – вернешься к лекциям за 120 и отпуску на местном взморье. У Тихонова в этом плане друзей не было – пахали все как проклятые. Однажды "группа  товарищей" решила срезать дистанцию и попала на пасеку... И Виктор очень обрадовался, когда увидел их, искусанных пчелами: вот что бывает с теми, кто пытается обмануть тренера и весь хоккей! Они полежали у меня под капельницей и пошли потом тягать штангу. "Умрут - новых возьмем!"

У Тихонова не было сомнений в своей схеме с четырьмя звеньями, но нужен был результат. И он пришел на последнем предсезонном турнире, в Чебаркуле – мы просто физически начали давить соперников. Звезд-то не было – юный Балдерис еще на первенство республики катался. И вот после того турнира банкет командующий округов закатил, я смотрю – а мясо какое-то зеленое. Оказалось, это из запасов на время войны взяли. Генерал так и сказал: просто есть – отравитесь, зато под водку – самое оно! И запретил я Тихонову закусывать: он только занюхиаал и быстро опьянел. Но такое было первый и последний раз – с тех пор я всегда страховался своей едой, да и пил Виктор очень мало. Рюмку-другую –- и к блокнотам своим, схемы разные рисовать.

Уважение игроков? Больше его все-таки боялись. Страху Виктор мог нагнать, как никто. Моя любимая история: проигрываем в Москве ЦСКА со счетом 2:5 после второго периода. А это 23 февраля, у них столы заранее накрыты. И вот Тихонов влетает в перерыве в раздевалку и хватает за грудки первого попавшегося человека. Им оказался Дурдин. И с криком "Я тебя завтра к белым медведям отправлю!!!" тренер несколько раз бьет игрока головой о стенку. А Дурдин тогда к нам только-только из Омска в четвертое звено подъехал – его, наверное, сложно было медведями испугать. Но картина как сейчас перед глазами стоит: в первой же своей смене Дурдин выигрывает вбрасывание в нашей зоне, прокидывает шайбу вперед, убегает от всех, выходит на Третьяка, бросает – гол! Глядя на такое, и остальные "штрафники", которым Виктор тоже напихал от души, приободрились. Мы взяли тот период 6:1! На глазах генералов из министерства обороны! Испортили праздник людям..."

И еще ходили мы с Янисом к мемориальной доске, которую весной 2016-го вывесили в Риге на фасаде дома, где жил когда-то Виктор Тихонов. Это у нас, говорят, должно пройти не менее десяти лет после смерти известного человека, чтобы память о нем могла быть таким образом увековечена. В Латвии с этим как-то проще. И сегодня на улице Базницас, 41 наверняка соберутся люди, чтобы вспомнить человека, который на рижском "Динамо" начал обкатывать модель современного мирового хоккея, чтобы стать потом самым успешным тренером мира.

Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!

Читайте также

Новости


Самое читаемое