"Тур" осиротел: сборные снимаются, убытки растут, лыжники ропщут

Сборная Норвегии отказалась от участия в “Тур де Ски”, и Международная федерация лыжного спорта ощутила настоящий удар под дых, лишившись своей самой рейтинговой сборной. В FIS уже подозревают заговор, а заботе норвежской федерации о здоровье своих спортсменов рады даже не все лыжники. “МК-Спорт” рассказывает, как самое рейтинговое лыжное состязание лишилось звезд, и кто в этом виноват.

После отказа норвежцев участвовать в "Тур де Ски" интерес к многодневке упал, а ее будущее под угрозой
Фото: FIS

Громом среди ясного неба отказ сборной Норвегии от участия в престижной многодневке не стал. Норвежцы, как шведы и финны, уже снялись с этапов в Давосе и Дрездене, и всячески намекали на то, что “Тур де Ски” в начале следующего года пройдет без их участия.

Норвегия, ратуя за безопасность спортсменов, требовала сократить программу многодневки до пяти этапов и провести ее максимум в двух местах — большое количество переездов, дескать, слишком большой риск для здоровья в наше смутное время. Но Международная федерация лыжного спорта (FIS) не пошла на уступки, объясняя это тем, что за месяц до начала соревнований программу изменить нереально. «Это влечет за собой слишком большие последствия для организаторов на международном и местном уровнях. Если мы начнем выдумывать, то убытки понесут все», — об отказе публично телеканалу NRK заявил рейс-директор FIS Пьер Миньерей.

Не хотели? Получите. Норвежцы могут себе позволить. Без них любые лыжные соревнования, это как женское фигурное катание без воспитанниц Этери Тутберидзе или синхронное плавание без учениц Татьяны Покровской. Именно поэтому сейчас FIS так неуютно: ни рейтингов, ни накала, ни ажиотажа. Без зарубы Клебо-Большунов у конфетки уже не такая яркая обертка. А как расстроилась Тереза Йохауг в прошлом году, когда Наталья Непряева снялась с "Тур де Ски" в прошлом году, и норвежская лыжная королева лишилась такой серьезной соперницы... То же самое теперь испытают другие лыжницы в отсутствие самой Йохауг. Больно будет и телекомпаниям.

Швеция с Финляндией все еще думают, не последовать ли им примеру соседей. И если это случится, несмотря на присутствие России, соревнования превратятся в Игры доброй воли.

«В долгосрочной перспективе это может сильно ударить по нам, в конечном итоге это может означать конец Тур де Ски», - цитирует главу оргкомитета «Тур де Ски» в итальянском Тоблахе Герти Ташлера VG. Ташлер считает, что мотивы у Норвегии, скорее, корыстные — они хотят провести гонку в Норвегии, что плохо скажется на многодневке.

А дирекция этапа в Валь-ди-Фьемме рассказывает об убытках — в этом сезоне дополнительные расходы составили порядка 80 тысяч евро, а дохода, по предварительным подсчетам, будет на 150 тысяч евро меньше (такой отрицательный результат дает, в том числе, и отсутствие зрителей из-за проблем с коронавирусом): «То есть наши финансовые потери составят больше 200 тысяч евро».

***

Даже в норвежской сборной таким решением своей федерации довольны не все, потому что они тоже финансово пострадают. Может быть, таким звездам, как Клебо и Йохауг и не страшно, но остальные уже думают, где компенсировать потери.

Призер и победитель этапов Кубка мира Синдре Бьорнестад Скар сказал, что их в каком-то смысле лишили работы: «С этим столкнулись многие в Норвегии. В ближайшее время мы не сможем выполнять свою работу. Сейчас зима, и это время соревнований, на которых мы зарабатываем деньги, это наша работа, и как минимум половина моей зарплаты — это призовые».

А Ховард Таугбель прикидывает, что будет жить на деньги своей девушки: «Без призовых и выплат от поставщика лыж, которые зависят от результатов, мне придется жить на деньги своей девушки. К счастью, она хорошо зарабатывает».

Это действительно серьезная проблема, потому что лыжники и так — не самые богатые спортсмены в мире, даже если это норвежские лыжники. Призовой фонд одной гонки — около 35 тысяч евро, а делится он на 20 человек, финишировавших первыми. А победа в общем зачете многодневки приносит 47 тысяч евро, поэтому в "Тур де Ски" лыжникам очень выгодно участвовать.

На днях издание VG посчитало, что Тереза Йохауг за последний полноценный сезон заработала 536 тысяч евро — и это самый большой показатель. Йоханес Клебо идет на втором месте с большим отрывом — 260 тысяч. У грозного Мартина Сундбю — 239 тысяч евро.

Надо ли говорить, что остальные лыжники далеко не шикуют. При этом, по словам менеджера сборной Норвегии Эспена Бьервига, у федерации нет достаточных средств, чтобы компенсировать спортсменам призовые за "Тур де Ски". «Но мы пытаемся найти решения, которые помогут им в финансовом плане, постараемся как-то облегчить им жизнь», - сказал Бьервиг.

***

Решение норвежской федерации ударило и по собственным спортсменам, и по FIS. Но и эту реакцию можно понять после того, как на все просьбы от многих стран изменить годовой календарь, упростить и сократить передвижения спортсменов по ходу сезона Международная федерация ответила отказом. И возложила финансовые расходы на обязательные тестирования спортсменов на каждом этапе на сами сборные. Как рассказала в интервью ТАСС глава Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе, тестирования в течение всего Кубка мира обойдется в 523 тысячи евро. «Американцы посчитали, что им хватит денег только на полсезона», - сказала Вяльбе.

Может быть, поэтому норвежские биатлонисты спокойно выступают на Кубке мира? Расходы на тестирования полностью взяли на себя в IBU.

Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!

Читайте также

Новости


Самое читаемое