10 лет за околофутбол: во Франции приговорили российских фанатов

Суд во Франции приговорил фанатов московского «Спартака» Павла Косова и Михаила Ивкина к 10 и 3 годам заключения соответственно. Россияне признаны виновными в нанесении тяжких увечий английскому болельщику Эндрю Бэйчу во время беспорядков в Марселе на Евро-2016. Французская прокуратура требовала для подсудимых 15 и 5 лет соответственно, адвокаты Павла и Михаила пытались доказать, что действия их подзащитных не являлись причиной тяжелых травм господина Бэйча, считая, что в этом деле есть политический подтекст. Несправедливо обвиненные или понесли заслуженное наказание? Разбирался «МК-Спорт».

Два болельщика получили реальные сроки за участие в драке 2016 года
2016 год. Полиция оказывает помощь Эндрю Бэйчу после драки

Российские футбольные фанаты Михаил Ивкин и Павел Косов провели в марсельской тюрьме почти три года, дожидаясь суда. Слушания начались 7 декабря, и 13 декабря 2020 года Михаил и Павел услышали, наконец, свой приговор. Ивкин получил три года, и, вероятно, скоро уже вернется домой к семье, где его ждут трое маленьких детей. Павел осужден на 10 лет лишения свободы.

***

Беспорядки, которые устроили английские и российские болельщики в Марселе во время Евро-2016, - один из самых громких футбольных скандалов в 21 веке. Кто там был инициатором, а кто пострадавшим, уже не разберешь, да смысла в этом никакого нет. То, что российские футбольные хулиганы существуют (или, скорее, существовали в реальности, а не в подполье, до 2018 года), — факт неоспоримый. А если кто не в курсе, что из себя могут представлять английские болельщики, собственно, родоначальники футбольного хулиганизма, того можно отправить изучать матчасть к Дуги Бримсону, «Хулиганам Зеленой улицы» или «Фабрике футбола». Столкновения на марсельских улицах не были «избиением младенцев». Но случилось так, что 51-летний (на тот момент) водитель службы доставки и болельщик «Портсмута» Эндю Бэйч получил в драке тяжелые увечья, был введен в искусственную в кому и стал инвалидом. А двоих из пятерых людей, которые участвовали в потасовке с Бэйчем, опознали, нашли, задержали и судили. Ими и оказались Михаил Ивкин и Павел Косов.

После массовой драки между россиянами и англичанами французские правоохранители задержали больше сорока наших фанатов. Большинство из них избежали судебного преследования и были отпущены, за решеткой оставались трое — Сергей Горбачев, Алексей Ерунов и Николай Морозов. Но и они к январю 2018 года вернулись в Россию. Среди задержанных не было ни Ивкина, ни Косова, они благополучно вернулись домой.

Все это время французская полиция вместе со Скотланд-Ярдом вела совместные поиски подозреваемых в нанесении телесных повреждений англичанину Эндрю Бейчу, и как пишет The Sun, определить их удалось с помощью многочисленных видеозаписей с марсельских камер наблюдения и постов в Facebook.

В феврале 2018 года Михаил Ивкин и Павел Косов были задержаны в Германии по дороге в Бильбао, где московский «Спартак» встречался с «Атлетиком» в 1/16 финала Лиги Европы. Остальные участники той драки с конкретным пострадавшим английским болельщиков ни опознаны, ни найдены не были.

***

За состоянием Эндю Бэйча после драки на Евро-2016 пристально следила английская пресса. Спустя пять дней после случившегося, The Sun сообщала, что Бэйч открыл глаза и врачи увидели «признаки улучшения». Через 10 дней ему была сделана операция-реконструкция сломанных костей лица, а 1 июля BBC сообщила, что он готов к возвращению домой: «По сообщениям семьи, он очень медленно, но прогрессирует, уже может дышать самостоятельно, и теперь достаточно стабилен, чтобы совершить полет».

Все это время за ним присматривал сын Гарри, которому «пришлось бросить работу в Австралии», сообщают британские СМИ, а на лечение Эндрю собирали всем миром.

Но ущерб здоровью господина Бэйча, по словам адвоката семьи Оливье Розато, был нанесен непоправимый. «Мой клиент так сильно пострадал физически и психологически, что сейчас находиться где-то между болезнью Паркинсона и болезнью Альцгеймера, и он не может давать показания», - приводит слова юриста ВВС. По словам адвоката и сына Бэйча Гарри, чьи слова приводятся в английских СМИ, пострадавший находится в инвалидном кресле, а также не помнит, что произошло: его проблемы с памятью после травм так велики, что он даже не помнит, что вообще был на Евро-2016.

В свою очередь, адвокат Павла Косова Алан Дюфло год назад в интервью телекомпании «Мир» сказал, что «англичанина они не видели». «Недавно была медицинская экспертиза, которая показала, что он недееспособен, что у него проблемы с памятью, он чуть ли не парализован. Но мы не знаем, были ли эти проблемы до того случая. Но это просто невероятно, что именно этот маленький толчок вызвал такие тяжелые последствия», – говорит он.

***

Что же на самом деле произошло? Кто именно совершил это «маленький толчок»? И мог ли он вызвать такие последствия?

Журналист Дмитрий Егоров, давно знакомый с Павлом Косовым, был допрошен судом с помощью видеосвязи (свидетели не полетели во Францию из-за эпидемиологической обстановки), после чего рассказал в интервью Sport24, что на представленной суду видеозаписи видно, как Павел бьет Эндрю Бэйча даже не кулаком, а согнутой ладонью. Бэйч падает на землю, не выставляя инстинктивно руки. По словам Егорова, уже было известно, что экспертиза обнаружила в крови пострадавшего 2 промилле алкоголя (по данным французского портала 20minutes.fr – 1,87).

В репортажах из суда французских и британских СМИ, была представлена следующая картина. Из предоставленных видеозаписей видно, что в 17.00 и 20 секунд Ивкин бросает в сторону Эндрю Бэйча стул (видеодоказательства того, что фанаты в тот день в Марселе кидались друг в друга стульями, есть в достаточном количестве в сети), стул задевает англичанина по плечу, но от этого касания тот не падает. Через семь секунд Косов ударяет его сзади по голове, Бэйч падает. Еще через пять секунд неопознанный человек (в The Sun он назван российским болельщиком) наносит еще один удар Эндрю по голове, спустя три секунды Косов ударяет Эндрю ногой в область почек. Далее все покидают место происшествия, а Бэйч остается лежать на земле.

Приводятся слова медицинского эксперта, доктора Мишеля Блана: «Когда я осматривал Бэйча через два года после происшествия, я был поражен, что он все еще жив. Он чудом не скончался от полученных травм. У него были множественные переломы черепа и кровоизлияние в мозг, травмы соответствовали падению с высоты около восьми метров. На мой взгляд, у него необратимые последствия травм».

Французский полицейский Патрис Мартен рассказал, что в течение трех минут он делал Бэйчу непрямой массаж сердца: «Я также сделал ему искусственное дыхание, потому что почувствовал, что у него нет пульса».

О случившемся Мартен рассказывал, что россияне налетели как «цунами»: «У них были каппы цвета их страны и кастеты». При этом полицейский не называет беспорядки избиением, потому что участвовали в них обе стороны: «Это был яростный бой».

47-летний полицейский Жиль Монфор дежурил в тот день, 11 июня. Из его показаний следует, что «англичане были пьяны, очень пьяны, а русские - нет».

Оба адвоката российских парней заявляли, что все действия их подзащитных были спровоцированы английскими болельщиками, и оба они наносили удары из самообороны. «Это точно не была встреча добродушных англичан и кровожадных русских», - заявил адвокат Косова Алан Дюфло. А защитник Ивкина Жюльен Пинелли утверждал, что его главной задачей является доказать, что Михаил имел право на защиту от нападения английских болельщиков.

Адвокаты россиян заранее заявляли, что в этом деле есть политический подтекст. Дюфло в интервью Sport24 еще в июле этого года говорил, что причина «политической составляющей заключается в отношении английских граждан и английских политиков, для которых уголовное преследование любого российского гражданина — хорошая новость».

При этом Дмитрий Егоров после допроса французским судом сказал, что никакого давления на российских свидетелей он не ощутил: «Даже когда адвокаты обвинения протестовали против каких-то вопросов адвоката защиты в адрес свидетелей, судья накладывал мораторий на протесты. Все комментарии можно было давать. Было видно, что судья заинтересован в этом процессе».

***

Перед приговором стало известно, что в ходе слушаний были приняты к сведению доказательства защиты, что брошенный Ивкиным стул не мог нанести серьезные травмы британцу. Но по отношению к Косову обвинение сохранило прежние претензии и запросило максимальный срок.

Французская прокуратура просила для Павла Косова 15 лет, а для Михаила Ивкина, от действий которого Эндрю Бэйч явно не мог пострадать так сильно, - 5 лет. Суд в итоге приговорил Косова к 10 годам лишения свободы и пожизненному запрету на въезд во Францию, а Ивкина — к трем, Францию ему нельзя посещать 10 лет. Поскольку оба уже провели во французской тюрьме 2 года и 9 месяцев, Михаил скоро вернется домой, где его ждет семья — жена и трое маленьких детей. Косов пока останется отбывать наказание во Франции. По словам помощника его адвоката Юлии Барановой, чьи слова передает Sport24, сейчас рассматривается вариант, чтобы Павел отбывал наказание в России: «Между Россией и Францией есть конвенция, по которой это реально, но только в том случае, если российская сторона пойдет на это. Министерство юстиции РФ должно отправить запрос в Министерство юстиции Франции».

Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!

Читайте также

Новости


Самое читаемое