«Зенит» показал лучший рост доходов в Европе, но есть нюанс

Клуб из Санкт-Петербурга вошел в топ-20 самых доходных футбольных клубов Европы за сезон 2019/2020

Пандемия жестоко ударила по доходам европейских футбольных клубов, и это отчетливо видно по очередному ежегодному отчету Deloitte. Радует то, что «Зенит» - единственный из российских клубов попал в топ-двадцатку по доходам за сезон 2019/2020, причем показал наибольший рост выручки среди всех остальных команд. Правда, есть нюансы, о которых расскажет «МК-Спорт».

Клуб из Санкт-Петербурга вошел в топ-20 самых доходных футбольных клубов Европы за сезон 2019/2020
Новый стадион стал важным источником доходов для "Зенита". Фото: fc-zenit.ru

Российский «Зенит» оказался единственным клубом, который не выступает в «большой пятерке» европейских лиг, но при этом за последние четыре года уже второй раз попадает в рейтинг Deloitte — Football Money League. После сезона 2015/2016 «Зенит» занимал 17-е место с доходом 196 млн евро. В последующие три сезона доходы немного снизились (180 млн в 2017-м, 168 — в 2018, 180,4 — в 2019), но за последний сезон сине-бело-голубые совершили неплохой финансовый скачок.

Согласно отчету, «Зенит» заработал 236,5 млн евро, а это на 56,1 млн евро больше, чем за прошлый сезон. Причем, в процентном соотношении — это лучший показатель роста выручки среди всех топ-20 клубов Европы (31%). В нынешнем рейтинге питерский клуб занимает 15-ю позицию, он на ступеньку ниже миланского «Интера» и на позицию выше «Шальке-04».

Правда, причина таких «шоколадных» показателей кроется в том, что финансовый отчет российского клуба отражает только календарный год, то есть заканчивается декабрем 2019-го (отчет за 2020-й попадет уже в следующий рейтинг) и не затрагивает период пандемии. А именно из-за нее у всех остальных клубов случились такие большие финансовые потери.

Кроме того, «Зенит» стал единственным клубом из всего рейтинга, который показал рост по всем трем направлениям: доходы матчдэй, выручка от продажи телеправ и коммерческие доходы.

Выручка в дни проведения матче выросла на 3,5 млн евро (31%). Доходы с контрактов на телевещание — на 31,7 млн евро (211%) и достигла 46,7 млн, хотя это все еще самый низкий доход от продажи телеправ во всей Money League. Причем, этот рост полностью обусловлен вливаниями от УЕФА, а не от матчей Российской премьер-лиги. «Зенит» три года до этого отсутствовал в Лиге чемпионов, и именно возвращение в элитный еврокубок позволило получить свой кусок телепирога от УЕФА, который составляет 90% всех доходов клуба от телеконтрактов. Напомним, что в Российской премьер-лиги доля доходов от телеконтрактов составляет в среднем всего 4%.

Коммерческие доходы «Зенита» выросли на 14 процентов – до 175 млн евро, и это самый высокий показатель за пределами топ-десятки клубов. Конечно, все дело в мощном спонсоре «Зенита», но при этом, по мнению авторов отчета, свою роль сыграл и недавний переезд клуба на новую арену, открывший для клуба большие возможности: продажа (именно так это называется в отчете Deloitte) нейминговых прав на стадион, использование рекламных площадей, спонсорские договоренности, кейтеринг и пр.

Отмечается, что клуб наращивает свое присутствие в социальных сетях, причем, в отличие от остальных европейских клубов имеет возможность снимать сливки с дополнительного миллиона подписчиков в российской социальной сети «Вконтакте».

Прогноз от Deloitte: футбольные успехи «Зенита» будут способствовать успехам финансовым, и смогут ослабить влияние пандемии COVID-19 на клуб, что должно отразиться и в его отчетности за 2020 год.

Прогноз от эксперта «МК-Спорт» Кирилла Кулакова, руководителя бизнес-школы RMA и факультета «Менеджмент в игровых видах спорта»: «Спонсорские вливания и бюджет, я думаю, у них уменьшатся. Да и придется провести некоторую оптимизацию. «Зенит» вылетел из еврокубков, поэтому содержать целый ряд дорогостоящих игрков — не имеет смысла. Возможно, избавятся от Дриусси, да и другой неоправданно дорогой балласт в команде есть. В целом же, в клубе действительно довольно неплохой менеджмент, поэтому развитие продолжится».