Хэмилтон и Ферстаппен – фавориты в Сочи. А соперники у них есть?

В Сочи с пятницы до воскресенья проходит Гран-при России. "МК-Спорт" уже рассказал о главных фаворитах этого уик-энда, о положении дел в чемпионате "Формулы-1" и о самых перспективных россиянах в младших сериях. Сегодня – речь о тех, кто может вмешаться в спор главных претендентов на титул.

Разбираемся, кто из остальных пилотов способен бросить им вызов (спойлер: Мазепина в списке нет)
AP

В сезоне-2021 победу в гран-при одерживали пять разных гонщиков из четырех команд: Хэмилтон, Ферстаппен, Перес, Окон, Риккьярдо. С первыми тремя все очевидно: они выступают за две лучшие команды чемпионата. Окон выиграл в Венгрии в середине лета, но его победе прямо поспособствовал Валттери Боттас, который отчего-то решил сыграть в боулинг и выбить с трассы оба болида «Ред Булл» и «Макларен» Норриса (разумеется, случайно). Таким образом, четыре из пяти быстрейших пилотов чемпионата были устранены, а Хэмилтон устранился позже, пав жертвой несвоевременных решений командного мостика.

Но вот недавняя победа Риккьярдо в Монце в купе со вторым местом его партнера Норриса – результат именно силы болида «Макларен» и мастерства гонщиков. Совершенно очевидно, что британцы прибавляют от гонки к гонке. Если еще и трасса подходит их болиду, у Хэмилтона и Ферстаппена прибавляется работы.

Возвращение оранжевых в элиту

«Макларен» одна из самых известных и титулованных команд в истории автоспорта. Помимо "Формулы-1" у британцев на счету победы в «500 миль Индианаполиса», «24 часа ЛеМана» и многих других соревнованиях. Что касается королевы автоспорта, то по количеству выигранных гонок оранжевые уступают только «Феррари». Сейчас на счету британцев 183 победы.

Однако до выигрыша в Италии «Макларен» не праздновал викторию целых девять лет. Последние победы датированы 2012 годом, когда за команду выступали Хэмилтон и Баттон. Первый с тех пор выиграл шесть титулов за рулем «Мерседеса», второй вот уже 5 лет как занимается своими проектами вне "Формулы-1".

За эти девять лет команду изрядно потрепало: была на грани банкротства, сменила трех поставщиков моторов, пережила ряд громких увольнений топ-менеджеров. Но в последние годы, наконец, встала на тропу выздоровления, что не могло не отразиться на результатах.

Фото: twitter.com/McLarenF1

В этому году у парней из Уокинга уже четыре подиума и одна победа. А в Австрии Норрису не хватило 0,048 секунды до поула. Налицо явный прогресс по сравнению с предыдущими годами. В удачный день пилоты на британских болидах вполне могут и за первое место в квалификации побороться, и победу у лидеров выгрызть.

Если говорить о перспективах на остаток сезона, то на ряде Гран-при «Макларен» точно будет очень близок к лидерам. Эпизодическая борьба за победы и постоянные подиумы – вот на что должны рассчитывать ребята из Уокинга до конца сезона. Не будем забывать, что британцы ведут ожесточенную борьбу с «Феррари» за третье строчку командного Кубка Конструкторов и большие призовые по итогам сезона. За счет оглушительного успеха в Монце «оранжевые» вырвались вперед на 13,5 баллов, но в этом противостоянии все только начинается. Тем более, что перспективы у «красных» куда интереснее.

Грандиозная стройка

Чтобы понять, сколь серьезную работу проделали в «Феррари» за последние пару лет, стоит вернуться на несколько лет назад.

Итак, конец 2018 года. «Красные» второй год подряд упускают титул, проигрывая «гонку вооружений» «Мерседесу». К 2019 году готовится новая силовая установка с рядом новых технологических решений, которые должны позволить отыграть отставание в мощности от немецкого мотора.

В первой половине сезона 2019 машина была капризной. Она очень быстро ехала на прямой, но плохо справлялась с извилистыми поворотами и была ненадежной. Как результат, «Феррари» не смогла выиграть ни разу до летнего перерыва, хотя шансы на это были. Например, в Бахрейне Леклер всего лишь во второй гонке за «красных» до последнего круга уверенно лидировал, но технические проблемы отбросили его на третье место.

Фото: twitter.com/F1

Все изменилось после летнего перерыва. В «Феррари» довели машину до ума и она, наконец, поехала, как надо. Леклер выиграл подряд две гонки в Бельгии и Италии, Феттель победил в следующем же гран-при в Сингапуре. В Сочи парни на красных болидах тоже приехали фаворитами, но ужасные решения командного мостика, а затем и поломка на болиде Феттеля подарили «Мерседесу» победный дубль.

А затем конкуренты заподозрили «Феррари» в использовании серых зон в правилах с моторами. Совместными усилиями «Мерседес» и «Ред Булл» добились от Международной Автомобильной Федерации выпуска ряда технических директив, закрывающих серые зоны. И как раз после публикации новых документов «красные» сильно сдали по мощности мотора. Совпадение? Не думаю.

Остаток сезона-2019 итальянская команда провела в попытках оправдаться и лишь изредка доезжая до больших очков в гонках.

Самым страшным для «Феррари» было то, что разработка болида для 2020 года давно началась и велась она с учетом наличия мощного мотора. Парням из Маранелло пришлось срочно адаптировать болид с учетом новых требований, но ничего толкового у них не получилось. Машина получилась одновременно аэродинамически неэффективной и слабой с точки зрения мощности мотора. Как результат, весь 2020 год пилоты «Феррари» откровенно мучались на трассе, добившись лишь двух подиумов. Предстояла большая работа по исправлению проблемных участков в машине.

Совсем некстати с 2021 года был введен потолок расходов команд, примерно втрое урезавший расходы топ-коллективов на разработку и доработку машин. И если «Мерседес» и «Ред Булл» занимались модернизацией машины, то «Феррари» пришлось перестраивать полмашины, чтобы хоть немного отыграть отставание от лидеров.

Надо признать, что у них получилось. В 2021 году по неофициальным данным мотор «Феррари» проигрывает «Мерседесу» и «Хонде» примерно 20 л.с  – годом ранее отставание составляло  50-60 л.с. Шасси получилось очень неплохим, что вкупе с отличными пилотами Леклером и Сайнсом (перешел из «Макларен» на место ушедшего Феттеля) уже приносит результаты. Достаточно сказать, что в Монако и Баку Леклер стартовал с подиума, а в Сильверстоуне монегаску не хватило одного круга, чтобы сдержать Хэмилтона и победить.

Да, пока формы «Феррари» хватает только на отдельные всплески и борьбу за третью строчку Кубка Конструкторов, но все может очень быстро измениться. Во-первых, итальянцы уже очень давно набирают штат талантливых инженеров, как они делали это в конце 90-х перед чемпионской эпохой Шумахера. Очевидно, что это уже дает свои плоды.

Во-вторых, в отличие от конкурентов, которые в условиях сокращения расходов предпочли доработать силовые установки еще перед началом сезона, «Феррари» сделала это лишь частично. У «красных» все еще есть право несколько модернизировать мотор, чем они и занимаются. Ожидается, что уже через три недели в Турции итальянцы представят новый двигатель, который по слухам даст прибавку в 10-15 л.с. и нивелирует почти все отставание от конкурентов.

Да, из-за штрафа за перерасход разрешенных на сезон трех силовых установок итальянские болиды будут стартовать в конце решетки, но впереди будет еще целых пять Гран-при, где «Феррари» вполне вероятно вступит в равную борьбу с лидерами сезона. Похоже, что стройка болида и команды длиной в три года завершена и великий коллектив вернется в борьбу за самые высокие места.

А что остальные?

Из оставшихся шести команд стоит выделить «Альпин». Бренд является исключительно спортивным и принадлежит «Рено». В этом году в команде выступает двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, который два года пробовал себя в других сериях, но все же вернулся в родные пенаты.

Большого прогресса добился другой пилот Эстебан Окон, который по скорости ничуть не уступает своему старшему товарищу. Именно француз воспользовался хаосом в Венгрии и победил.

Несмотря на победу в Будапеште, «Альпин» все же не может рассчитывать на постоянную борьбу даже за подиумы. У команды большие финансовые ресурсы, талантливый штат инженеров, быстрые пилоты, но пока полностью отыграть отставание от лидеров не выходит. Может быть, получится в следующем году с новым регламентом.

Обратим внимание на «Астон Мартин», которая усилиями Феттеля в той же Венгрии заработала подиум. Но, пожалуй, это все, чем может похвастаться коллектив. Пока их удел – борьба в конце десятки лучших.

«Альфа Таури» и «Альфа-Ромео» две команды-загадки. Первая имеет сестринские отношения с «Ред Булл» и получает от главной команды пилотов. Вторая, по своей сути, швейцарский «Заубер», которому платят за громкое название марки. Обе команды периодически выстреливают на высокие места в квалификации, но в гонке темпа уже не хватает.

Отдельно хочется отметить «Уильямс», который когда-то выигрывал титулы и Кубки Конструкторов, но с 2018 года свалился на самое дно. Семье Уильямс из-за отсутствия средств на содержание команды даже пришлось продать ее новым владельцам, дабы не обанкротить. Только в 2021 году результаты, наконец, пошли в гору.

Усилиями талантливого пилота программы «Мерседес» Джорджа Рассела, командированного в «Уильямс» набираться опыта, команда выбралась со дна, идет восьмой в турнирной таблице, опережая и «Альфа Ромео», и «Хаас» с Никитой Мазепиным, а в Бельгии одним болидом забралась на второе место, чего не происходило с 2014-2015 годов.

Перспективы «Хаас»

В текущем сезоне за команду выступает сын великого Михаэля Шумахера Мик и российский пилот Никита Мазепин. Оба дебютанты и оба выступали в прошлом году в молодежной "Формуле-2": Шумахер-младший победил, Мазепин занял пятое место.

Мик Шумахер и Никита Мазепин. Фото: twitter.com/F1

Последние два сезона «Хаас» является явным аутсайдером. В 2020 американцы построили откровенно плохой болид, который даже опытные Грожан и Магнуссен, выступавшие тогда на черных болидах, с большим трудом завозили в очки. Так что, памятуя о революционных изменениях в регламенте на сезон 2022, руководство приняло решение не дорабатывать машину с прицелом на 2021.

Таким образом, в команде оказались сразу два новичка на худших машинах чемпионата. Кроме того, шасси у обоих физически прошлогодние. И если Мику досталось вполне целое, то Никита полсезона мучился на тележке с заплатками, которые по разным данным утяжеляли машину аж на четыре килограмма. Совершенно естественно, что Мазепин до летнего перерыва регулярно проигрывал Шумахеру. Однако от критики экспертов это не спасло.

Но главное для парней то, что их руководитель Гюнтер Штайнер воспринимает текущий сезон, как процесс обучения для новичков. Для него абсолютно нормально, что они еще учатся, бьют болиды и сталкиваются между собой (больше и не с кем). Но еще важнее, что каждому парню помогают раскрыть свой потенциал, которого у обоих в достатке.

В этом году «Хаас» точно не сможет заработать очки. Разве что сразу 11 других болидов сойдут с дистанции. Команда направляет все свои силы и ресурсы в проект-2022. Штайнер ждет, что у них получится вернуться в среднюю группу и стабильно зарабатывать очки. Тем лучше для Никиты и Мика.

Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!

Читайте также

Новости


Самое читаемое