У Ферстаппена хуже машина, но он фаворит: ему поможет хаос в «Феррари»

В марте в «Формуле-1» прошли первые две гонки сезона при совершенно новом регламенте. Команды разъехались по своим базам, чтобы зализать раны, разобраться с детскими болячками своих творений. Как и при любых кардинальных изменениях в правилах после выступлений команд остается много пищи для размышлений. «МК-спорт» выделяет несколько главных выводов после старта нового сезона.

Главные выводы из первых двух гонок сезона-2022 в «Формуле-1»
Шарль Леклер, Макс Ферстаппен и Карлос Сайнс (слева направо). Фото: IMAGO/DPPI/globallookpress.com

Новый регламент работает, гонки стали зрелищнее

В 2022 году вступил в силу новый технический регламент, направленный на упрощение преследования впереди идущей машины и обострение борьбы на всех уровнях. И уже сейчас нужно отметить, что эти изменения сработали.

И в Бахрейне, и в Саудовской Аравии мы увидели массу сражений как в стане лидеров, так и на нижних этажах пелотона. Действительно, у гонщиков больше нет проблем с длительным преследованием впереди идущего болида с риском уже через пару поворотов износить шины и загубить свою гонку.

Еще в прошлом сезоне болельщики не могли надеяться на плотную борьбу в течение хотя бы нескольких поворотов. Но Макс Ферстаппен и Шарль Леклер, да и многие другие пилоты наглядно показали, что сражаться колесо в колесо и оказывать постоянный прессинг на соперника можно не только в паре поворотов, но и в течение нескольких кругов.

Правда у нововведения есть и обратная сторона медали. Да, преследовать стало проще, но из-за своеобразной конструкции болидов практически перестал работать "воздушный мешок", дававший прежде преимущество в мощности преследователям. А это действительно проблема, поскольку приблизиться на прямой и провести атаку теперь куда сложнее, чем в прошлые сезоны.

И тут мы переходим к наиболее спорному моменту в современной "Формуле-1" – к вопросу о DRS. Напомню, это небольшая плоскость в конструкции заднего антикрыла болида, которой управляет пилот. При нахождении менее чем в секунде позади соперника гонщик имеет право на прямой открыть это крыло, снизив тем самым лобовое сопротивление и увеличив скорость.

Система была придумана много лет назад как способ упрощения обгонов. И в современной "Формуле-1" без этого элемента практически невозможны обгоны. Уже некоторое время ходят разговоры об исключении DRS из конструкции болида, но после двух Гран-при сезона-2022 ясно, что пока такие дискуссии преждевременны.

Но пусть использование системы делает обгоны несколько искусственными, по крайней мере избавляет болельщиков от лицезрения паровозов из болидов, в котором ни один из пилотов не в состоянии совершить обгон. По крайней мере на схожих по скорости болидах.

Деньги решают не все

Многие годы "Формула-1" была элитным спортом, в котором все решали бюджеты команд. Еще два года назад топ-команды вроде «Мерседеса», «Ред Булла», «Феррари» и даже «Макларена» тратили за сезон по 500 млн долларов. Другие команды не могли себе позволить такие бюджеты, поэтому «Ф-1» делилась на кланы богатых и бедных. В том числе по этой причине в серию редко заходили новые команды. Не каждый увлеченный гонками бизнесмен мог себе позволить такие расходы.

Но в 2021 году расходы резко урезали, закрепив это правилами. В прошлом году команды могли тратить только 145 млн долларов за сезон, в текущем – 140, в 2023 лимит установят на уровне 135 млн долларов.

Такая мера, в первую очередь, направлена на снижение расходов топ-команд, что по плану организаторов серии позволит уравнять силы команд. А дальше уже все зависит от таланта инженеров и способности менеджеров грамотно выстроить работу внутри коллективов.

Но дело в том, что даже такие бюджеты есть не у всех команд. Некоторые просто не могут позволить себе тратить даже 100 млн долларов, поскольку своих средств в таком размере просто нет, а привлечь спонсоров сложно из-за низких результатов.

А даже у тех, кто находит бюджет, дела могут складываться по-разному. И здесь на ум приходит сравнение двух команд – «Уильямс» и «Альфа Ромео».

Первые несколько лет назад перешли под крыло очень богатого инвестиционного фонда Dorilton Capital, владельцы которого не скупятся на инвестиции в свой новый проект. И что же мы видим в 2022 году? Отпустили в «Мерседес» главную движущую силу команды Джорджа Рассела, взяли на смену очень средненького пилота Алекса Албона и оставили откровенного рента-драйвера Николаса Латифи. При в целом довольно безбедном существовании команда, которая вроде бы начала в 2021-м выбираться из подвала турнирной таблицы, оказалась не готова построить сколько-нибудь конкурентоспособный болид под новый регламент. Сейчас «Уильямс» больше похож на команду с беспросветным будущим образца сезонов 2018-2019. Команда-очевидный аутсайдер чемпионата с очень небольшими шансами уйти с последнего места в таблице в 2022-м.

Напротив, "Альфа-Ромео", у которой последние годы дела шли хуже некуда, распрощалась с пенсионером Кими Райкконеном и не хватающим звезд с небес Антонио Джовинацци, подписала очень сильного Валттери Боттаса и получила в распоряжение вместе с китайским гонщиком Гуанью Чжоу очень солидный спонсорский пакет.

Кстати, с китайским пилотом ситуация была неочевидна. Чжоу в бытность гонщиком "Формулы-2" не добился больших успехов, уступая и Мику Шумахеру, и Никите Мазепину, и Роберту Шварцману. Подписание контракта с ним изначально казалось лишь попыткой пополнить бюджет команды. Но в целом решение оказалось правильным.

Кроме крупного спонсорского пакета, который принес с собой гонщик, пришли и результаты. Гуанью не затерялся среди других пилотов и прошедшие два Гран-при провел на очень приличном уровне, особенно для новичка. Добыл одно очко в копилку команды, да и в целом смотрелся очень здорово даже на фоне опытного Боттаса.

Как результат, команда, не обладающая большим бюджетом, но принявшая верные стратегические решения, сейчас наслаждается борьбой в начале средней группы и собирает хорошие призовые.

Уверен, что и Валттери Боттас ничуть не расстроен, что покинул «Мерседес». В «Альфе» ему создали комфортную атмосферу:  он стал лидером команды, под которого будут подстраивать болид. Да и падения результатов не произошло. «Серебряные стрелы» построили довольно неудачный болид, так что Боттас, по сути, остался при своих. От финна мы еще увидим в этом году впечатляющие прорывы.

Чемпионы провалились, но есть надежда на светлое будущее

Никто не ожидал от команды "Мерседес" столь низких результатов на старте сезона, даже сам коллектив. Когда команда привезла на вторую серию тестов революционную конструкцию болида без боковых понтонов, все восхищались новым творением Джеймса Эллисона и пророчили ему очередную борьбу за победы. Но на деле все оказалось не так радужно.

Возможно потенциал у этой машины действительно большой, но результаты пока оставляют желать лучшего. В Бахрейне пилоты только благодаря сходу обоих «Ред Буллов» смогли добраться до третьего и четвертого места, а в Саудовской Аравии Льюис Хэмилтон даже не смог выйти из первого сегмента квалификации.

Подобное не случалось с ним с 2017 года, но и тогда это было вызвано техническим проблемами. А по собственной воле Льюис не проваливался так глубоко аж с 2009 года. Кстати, текущий старт – самый слабый за все время выступлений британца в серии.

Джордж Рассел объяснил проблему со скоростью машин: «Если мы справимся с «козлением», это решит 99% наших проблем. У меня нет сомнений в том, что, решив эту проблему, мы сильно прибавим. Но здесь проще сказать, чем сделать», - передает слова британца Motorsport.com.

Действительно, машина из Брэкли сильнее всех подпрыгивает на прямых, и чем выше скорость, тем сильнее эффект. Отсюда неуверенность на торможениях и грандиозные потери времени на входе в поворот. И это не единственный негативный эффект.

Представьте, какого пилоту на скорости под 300 км/ч ехать словно галопом на лошади. У болидов «Ф-1» ведь не таких амортизаторов, которые используются в подвеске гражданских машин. И для того, чтобы гонщики не лишились зубов и не повредили позвоночник, инженерам приходится настраивать машину выше и жестче, чтобы нивелировать этот эффект. А это приводит к снижению прижимной силы и проблемам с прогревов шин.

Сейчас у «Мерседес» есть неполные две недели до Гран-при Австралии, чтобы хотя бы снизить последствия эффекта. Нет сомнений, что команда найдет решение, но не будет ли поздно? Фавориты ведь тоже не стоят на месте.

В «Феррари» вскоре будет жарко

Болельщики "красных", наверняка, в восторге от начала сезона. Еще бы, Леклер выиграл в Бахрейне, в Саудовской Аравии упустил победу лишь на последних кругах, а благодаря усилиями Карлоса Сайнса команда идет на первой строчке Кубка Конструкторов. Парни из Маранелло построили очень быстрый и надежный болид. Но не станет ли «Феррари» заложником своего произведения искусства?

Сейчас в стане «красных» нет разделения на первого и второго номера, как это было при Шумахере или, например, Себастиане Феттеле. Оба пилота – Леклер и Сайнс – имеют одинаковый статус и право бороться друг с другом. Оба очень неуступчивые и голодные до побед. По сути, каждый из гонщиков «Феррари» впервые получил шанс побороться за титул.

В этом и заключается опасность ситуации. Босс команды Маттиа Бинотто должен отдавать себе отчет в том, что в конце сезона «Феррари» может упустить титулы в обоих зачетах из-за конфликта пилотов. И это вполне реальная перспектива.

Да, сейчас Леклер смотрится предпочтительнее Сайнса: он победил на «Сахире», почти выиграл в «Джидде» и пока явно тащит «красных» к победам. Но Карлос постепенно осваивается с новым болидом.

В Бахрейне испанец финишировал вторым, но был очень недоволен пилотажем. Гонщик рассказывал, что пока не понимает, как сродниться с болидом. В Саудовской Аравии Сайнс чуть не взял поул, и, хоть и финишировал в итоге третьим в гонке, широко улыбался и честно признавал, что есть прогресс.

Очень скоро Карлос вступит в борьбу с Леклером и Ферстаппеном, и тогда Бинотто придется принимать очень сложные решения в интересах команды. Если справится – по итогам сезона может быть победный дубль. Если нет – титул, наверняка, уплывет к «Ред Буллу».

Перес в проигрышном положении

Обратная ситуация в стане «Ред Булл». В составе есть очевидный лидер в лице действующего чемпиона Макса Ферстаппена и довольно сильный пилот Серхио Перес.

На старте сезона руководство сохраняет нейтралитет и не отдает предпочтение одному из пилотов, но это официальная позиция. На деле же все в команде, кроме, пожалуй, команды Переса, работают на Макса. И чем дальше по ходу сезона, тем отчетливее это будет проявляться.

Потому Чеко оказался заложником ситуации. Да, у него чемпионская машина, иногда он может даже взять поул, но в гонке стратегия все равно будет строиться с расчетом на победы голландца, а мексиканцу будут доставаться свободные места на подиуме. В редких случаях, когда у Ферстаппена что-то пойдет не по плану, Перес сможет выигрывать гран-при.

Это классическая схема распределения ролей в команде, которая известна десятки лет: есть первый номер и достаточно сильный второй пилот. Она очень удобна, когда машина не имеет большого преимущества в скорости над конкурентами, и нужно минимизировать потери очков из-за внутрикомандной борьбы. Именно поэтому у Макса Ферстаппена куда больше шансов на итоговую победу, чем у обоих пилотов «Феррари».

Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!

Читайте также

Новости


Самое читаемое