«Я стоял сзади как НКВД» – Александр Лебзяк о карьере, Биволе и Усике

Олимпийский чемпион и бывший тренер сборной России Александр Лебзяк вспомнил свою любительскую карьеру, назвал принципиальных соперников, а также оценил боксерские навыки Дмитрий Бивола и Александра Усика

Бывший тренер сборной по боксу оценивает нынешних бойцов
Александр Лебзяк. Фото: Global Look Press/Viktor Chernov.

«От него я получил больше всего «люлей»

– Александр Борисович,  мы встретились на чемпионате России и хотелось бы начать разговор именно с вашей любительской карьеры. Вы выступали на турнирах России, СНГ и СССР. Какие моменты были самыми памятными?

– В чемпионате Советского союза принимали участие спортсмены из 15 республик, высококлассные боксеры. Когда заболели первый и второй номера, их достойно мог заменить третий. Сейчас между первым и третьим номером существует пропасть. Не дай бог заболел первый, и нужно брать второго-третьего. Это ноль.

Хотя потихоньку сборная, команда России поменялась. Очень много молодых ребят, но и старики остались. Один, конечно, самый старый – Андрей Замковой, чемпион мира, бронзовый призер Олимпийских игр. А так все молодые ребята 20-22 года. Обстановка в сборной хорошая, теплая. Тренерский штаб – все мастера спорта Советского Союза. Заслуженный мастер спорта России Геннадий Ковалев тоже в тренерском штабе Виктора Фархутдинова. Поэтому атмосфера там теплая. Мы разговаривали, когда были на Олимпийских играх. Я передавал ребятам привет. Мне нравится обстановка в сборной, а самое главное что руководство Федерации бокса не лезет в тренировочный процесс национальной команды. Она помогает и делает все необходимое, но не вмешивается в тренерскую работу.

– Хотелось бы узнать больше про вас. Кто из соперников в сборной был для вас самым принципиальным или самым тяжелым?

– Если брать Советский союз, то самый тяжелый и неудобный соперник – это наш боксер легендарный, заслуженный мастер спорта Советского Союза Исраел Акопкохян. Он – чемпион мира, двукратный чемпион Европы, участник Олимпийских игр, чемпион Кубка мира, чемпион Игр доброй воли. Это легенда. Советской эпохе он очень хорошо знаком. Больше всего «люлей» я получал именно от него.

– Один капитан сборной против другого. В конце 90-х и Денис Лебедев в этом дивизионе выступал. Безумная конкуренция…

– Любой чемпионат России или чемпионат СССР – это ожесточенная борьба. Слабых нет. Тем более «он» – и я сейчас не про конкретного человека – «он» стал лучшим в своем регионе, и «он» попал на чемпионат России. Слабых нет. Да, есть ребята, у которых слабее техника, тактика или мастерство. Но характер, поверьте мне, все хотят победить, поэтому все рвут и мечут.

«В Китае боксеры убивают друг друга»

– Вы были тренером сборной России. Каково наблюдать за боксерами, когда ты являешься тренером главным? И когда сейчас можно в качестве зрителя?

– Сейчас я к этому спокойно отношусь, где-то подсказываю. В должности тренера, конечно, ты переживаешь за своих учеников, особенно на международной арене.

– Что для вас было первостепенным при комплектовании сборной? Победа боксера на чемпионате России, международном турнире или работа на тренировках?

– Самое главное для меня – это работоспособность. Каким бы чемпионом не был, если не работаешь на тренировочном процессе, никогда не станешь чемпионом. Практически все чемпионы или призеры пашут. У нас семи-восьмичасовой рабочий день.

Мы за это получали деньги. Поэтому я и своим ребятам говорю, если вы занимаетесь боксом чисто для себя, это один вопрос, но на вас государство тратит огромные деньги. Поэтому вы должны быть достойными своего государства, своего региона.

– Вы недавно работали тренером сборной Китая. В чем специфика работы в этой стране?

– Они убивают друг друга, бои ожесточенные. У них проходят четыре чемпионата Китая. Отбирается один состав, уходит ко мне. Через два месяца новый чемпионат, отобралась 40 человек. Опять ко мне. Потом третий чемпионат, они опять ко мне и четвертый чемпионат. Они проводит где-то в конце ноября.

Это уже соревнование для тех, кто завоевал место в сборной, идет как бы финальный этап. Но до полуфинала, потому что в финале они боксируют пять раундов по три минуты без маек. За деньги. Кто выиграет, попадает в сборную. Ты – первый номер, который ездит на зарубежные соревнования.

У них есть проблемы психологией, когда они оценивают соперника в ринге. Я стоял сзади как НКВД, поэтому у меня все работали. Они видели, как я отдавался на тренировках, как подсказывал в ринге. У меня всегда большие переживания за своих ребят, независимо от того, тренирую я сборную России, Китая или Туркмении.

Спортсменом быть проще, чем тренером. У тренера более эмоциональная работа, которую не все видят, а ты сидишь до позднего вечера и разбираешь плюсы и минусы своих конкурентов, каждого боксера в каждой весовой категории. От семи до десяти человек могут составить конкуренцию нашим спортсменам. У нас должно быть досье на всех: кто в какой стойке работает, кто работает в силовой манере, кто атакует, кто технарь или что-то еще. Поэтому под все эти нюансы приходится адаптировать тренировочный процесс под своих ребят.

«Я уже наелся этого бокса»

– По ощущениям вы работали тренером очень давно. Но из тех ребят, кого вы тренировали, до сих пор выступают Андрей Замковой, Артур Бетербиев и Дмитрий Бивол. Как вы смотрите на эти парней спустя годы? Более ли они вам родные, чем другие?

– Они влюбились в этот вид спорта. Поэтому Бетербиев и Бивол выступают. Если бы мне было не 32-33 года, а лет 22-25, я бы тоже ушел в профессионалы, но надо трезво оценивать свои силы. Есть время раскидывать камни, а есть время их собирать. Я свои камни собрал. А тем, кто ребятам, кто еще не собрал, желаю удачи и только побед. Мы за них болеем. Как бы они далеко не находились от России.

Дмитрий Бивол (слева). Фото: Global Look Press/Marcel Thomas/ZUMAPRESS.com.

– У вас был один поединок в профессиональной карьере. Если бы промоутер или менеджер гарантировал вам чемпионский бой через один-два боя, вы бы остались?

– Я уже наелся этого бокса, и принял решение, что тренерская работа мне ближе. Мне нравится работать с детьми, у меня своя академия, около 250 человек. Два огромных зала в Новогорске: один тренировочный и один универсальный. У меня упор на юношей и юниоров. Мне нравится наблюдать, как они растут. Понятно, когда я их доведу до определенного уровня, придется передать их в национальную сборную, где уже они будут повышать свою технику и тактическое мастерство.

«Двойные стандарты бесят»

– Сборную России по боксу вернули к международным соревнованиям. Насколько вы уверены, что эта позиция не изменится вследствие давления извне?

– Не исключаю такой возможности, но я скажу, что сама новость радостная. Яркая искра для спортсменов и тренеров. Когда ты варишься в собственном соку, уровень бокса падает. Даже за счет поражений на международной арене ты растешь сам по себе. Поэтому это маленькая победа. Все будет нормально.

– Финляндия и Швеция отказались участвовать в соревнованиях из-за этого…

– Это не законодатели моды. Моду они могут задавать в биатлоне или в лыжных гонках. Я общаюсь со всеми странами, и многие говорят, что не хватает России. Без таких команд как наша, Куба, Америка или Узбекистан уровень падает. Спорт развивается за счет конкуренции.

– Владимир Кличко назвал решение о допуске россиян посмешищем и позором. Как вы можете это прокомментировать?

– Это только его личное мнение. Я считаю, что спорт должен быть вне политики. Все эти двойные стандарты, если честно, бесят. Кому-то можно, а кому-то нельзя. Не хочу его обсуждать. Самое главное, у нас есть маленькая победа, у нас есть Европа, мир. Думаю, руководство федерации, руководство страны и олимпийский комитет ведут потихоньку работу, чтобы нас допустили до Олимпийских игр. Все будет нормально.

«Бивол или Бетербиев?»

– Сейчас одной из самых больших звезд в российском боксе является Дмитрия Бивол. Как оцените его победу над Саулем Альваресом?

– Он уже вписал себя в историю. Он завоевал чемпионские пояса. Артур и Дмитрий – выходцы из любительского бокса. У них очень хорошее технико-тактическое мастерство, они опытные спортсмены, и то, что они показывают на ринге, в этом виден класс бокса. Даже по поединку Бивола с Альваресом, вы все видели: передвижения, передняя рука, сдваивание и подхваты. Класс бокса у россиян больше и лучше.

– Работали ли вы с Биволом в сборной?

– Да. Он у меня был.

– Оцените боксерский интеллект: у кого он выше: у Бивола или Бетербиева?

– По технике и тактике они идентичные. По силе удара я бы поставил выше Артура. Техника перемещения и серии ударов мне побольше нравится у Дмитрия. Если они встретятся вдвоем, это будет грандиозный бой, буду болеть сразу за обоих. Для меня это дорогие и родные люди.

– Хильберто Рамирес для Дмитрия Бивола более серьезный соперник, чем Сауль Альварес?

– Да. Но Дима – опытный боец. У него прекрасный тренерский коллектив, все выходцы из Советского Союза. Они – мастера спорта Советского Союза, которые знают бокс. Они подготовят его как надо. Тем более, у профессионалов на каждый раунд есть своя работа, которую нужно сделать. Уверен, что Дмитрий покажет все свои боевые и технические качества, и победа будет за нами.

«Кайфую от Усика»

– Среди стран СНГ можно выделить топ-5 боксеров: Дмитрий Бивол, Артур Бетербиев, и Александр Усик, Василий Ломаченко, Геннадий Головкин. Чей бокс вам наиболее приятен, понятен, любим?

– Для меня они все одинаковые, потому что они все выходцы из Советского Союза, как и их тренера, что Артур, что Александр. Если говорить о манере, мне нравится интеллектуальный бокс.   Я люблю умный бокс. Понимаете? Не дур-бокс. Мне нравятся моменты, в которых спортсмен раскрывает соперника. Да, он может ударить его, но он его не бьет. То есть он показывает, что он ударил, взял очко, но он не нокаутировал. Хотя тем же действием мог нокаутировать соперника. 

Александр Усик. Фото: Global Look Press/Komsomolskaya Pravda.

Это интересно мне, хотя в таких боях я считаю лучше плохо выиграть, чем хорошо проиграть. Тем более на кону стоят пояса, большие деньги. Поэтому, если у Бивола появится шанс усадить и закончить бой досрочно, он это сделает.

– Александр Усик после второй победы над Энтони Джошуа вошел в топ-10 или топ-5 лучших боксеров тяжелого веса?

– В топ-10 – да, в топ-5 я бы его не включил. Но нельзя сравнивать с другими боксерами, потому что бокс в разные времена был разный. Многие сравнивают Мухаммеда Али и Майка Тайсона. Это две разные эпохи. Мухаммед Али, говорил, что Майк «посадил» бы его, если бы они встретились в ринге, а Тайсон говорит, что не смог бы в него попасть. Как их сравнить? Если поставить Усика против Тайсона, я бы поставил на Майка.

– А если сравнить Усика с Эвандером Холифилдом, с которым они прошли похожие пути?

– Для меня это великие мастера кожаной перчатки. То, что сейчас показывает Усик, для меня это кайф. Я, если честно, я кайфую.

Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!

Читайте также

Новости


Самое читаемое