После рекордной серии из восьми подряд Кубков конструкторов, а также проигранного сражения за титул в личном зачете в 2021-м, в «Мерседесе» напряженно готовились к сезону-2022. Тут и новый технический регламент подоспел, поменявший всю концепцию выработки прижимной силы болида.
В течение года «МК-спорт» много рассказывал о нюансах регламента, так что повторяться не будем. Скажем лишь, с 2022 года днище, а не антикрылья болида, стало играть решающую роль в прижимании болида к дорожному полотну.
В «Мерседесе», обладая очень квалифицированным техническим персоналом, всерьез надеялись остаться на вершине командного зачета и поквитаться с Максом Ферстаппеном за прошлогодний финал в Абу-Даби.
В феврале на презентации команда выкатила болид с революционными решениями. Англо-немецкий коллектив единственный в пелотоне решился построить машину вообще без боковых понтонов, в которые обычно прячут часть системы охлаждения силовой установки и которые отчасти должны были генерировать прижим. Настолько команда была уверена в своих решениях.
Но уже во время съемочного 100-километрового проката прямо перед предсезонными тестами в коллективе поняли, что что-то не так. Машина не добилась расчетного показателя скорости, который закладывался во время проектирования.
Были надежды на некоторые доработки, которые должны были появляться на болиде в ходе предсезонных тестов, но и они не помогли. В этот момент Тото Вольф и компания поняли, что у них проблемы.
Дальше по ходу сезона стало ясно, в чем именно дело. Машина может и была быстрая, но очень сильно страдала от дельфинирования – эффекта, связанного с концепцией генерирования прижима под днищем. На высоких скоростях болид излишне присасывало к дорожному полотну, из-за чего воздушный поток переставал поступать под днище, далее болид выпружинивало вверх, после чего снова присасывало к трассе. Этот процесс был цикличным, а со стороны казалось, будто машина плывет словно дельфин или скачет, как горный козел (другое название этого эффекта – «козление»).
Когда в команде поняли, в чем дело, пришлось поднимать подвеску болида, чтобы избежать негативного эффекта. Выше машина – меньше прижим – ниже скорость.
Начало сезона было кошмарным. В первых гонках болиды из Брэкли проигрывали почти всем. «Феррари» и «Ред Булл» привозили серебристым машинам по две секунды в квалификации и целый круг в гонке. Впереди немцев были даже «Хаас» и «Альфа-Ромео».
Половина сезона ушла на то, чтобы полностью понять, в чем именно проблема и как ее решать. «Мерседесу» впервые пришлось ставить на болид обновления «методом тыка», поскольку продувка в аэротрубе возможна на скорости до 250 км/ч, а болиды, естественно, едут по трассе на порядок быстрее.
«Проблема дельфинирования затмила все достижения команды. Из-за этого мы не могли работать над обновлениями аэродинамической конфигурации машины, потому что чем выше становился уровень прижимной силы, тем больше становилась проблема с дельфинированием машины.
Но с этапа в Испании мы стали намного лучше понимать ситуацию, связанную с этой проблемой. А к началу летнего перерыва в чемпионате мы, наконец-то, вообще перестали страдать от этого эффекта. Сейчас мы отстаем в вопросе разработки машины на несколько месяцев. В итоге нам нужно догонять конкурентов», – говорил Вольф.
Существовал риск, что команда вообще останется без побед впервые с 2012 года, но под конец сезона инженеры разобрались с капризной машиной, а последние три гонки пилоты провели на уровне лидеров.
Несколько раз по ходу сезона Льюис Хэмилтон был близок к победе, но каждый раз оставался в шаге или двух от виктории. Чаще всего британца подводила команда неверными тактическими решениями.
Единственная победа пришла в Бразилии, а завоевал ее Джордж Рассел, выиграв гонку впервые в карьере. В той гонке, кстати, «Мерседес» оформил дубль. Ну а Хэмилтон впервые в карьере остался без побед в сезоне.
Статистика пилотов в сезоне-2022:
Джордж Расселл: 22 гран-при, 2 поула, 1 победа, 8 подиумов, 4 лучших круга, 275 баллов, 4 место в личном зачете.
Льюис Хэмилтон: 22 гран-при, 9 подиумов, 2 лучших круга, 240 баллов, 6 место в личном зачете.
Лучший момент сезона: Гран-при Бразилии. Единственная гонка, в которой «Мерседес» победил абсолютно закономерно, поскольку был попросту быстрее всех, даже Макса Ферстаппена.
Худший момент сезона: поскольку «Мерседес» в каждой гонке в 2022-м хотя бы одной машиной заработал очки, откровенно провальных уик-эндов не было. Так что мы, пожалуй, худшим моментом сезона назовем его старт.
Это был настоящий шок для команды, и именно в тот момент в коллективе осознали, что им предстоит долгий путь по возвращению на вершину турнирной таблицы. Важно, что команда его прошла достойно, а конец сезона дарит болельщикам «серебристых» надежду, что побед в 2023-м будет больше.
Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!