«Рублев — агрессор с настроем убить соперника»: Тарпищев раскрыл секреты

Теннис сегодня дарит нам уникальный шанс болеть за наших спортсменов на том же самом высоком уровне, что и до санкций против российского спорта. На теннис ссылается МОК, когда говорит о возможном допуске россиян к международным турнирам, а в числе топ-игроков наших очень много. Как чувствует себя сейчас российский теннис? Почему у Касаткиной спад, а у Медведева - подъем? Президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев в интервью «МК-Спорт» ответил на самые насущные вопросы.

Президент Федерации тенниса России — о привилегиях тенниса, игроках и перспективах
Андрей Рублев. Фото: Frank Molter/dpa/Global Look Press

- Шамиль Анвярович, теннис сейчас по сравнению с другими видами спорта просто тихая гавань и отдушина.

- Потому что регламент профессиональных организаций ATP и WTA говорит о том, на соревнования допускаются спортсмены только по рейтингу, а не по каким-то другим критериям. Эти могущественные организации свои правила отстаивают, защищают спортсменов, и это уже давно так сложилось. Но самое приятное, что за все это время не случилось ни одного отказа играть против нас.

- С чем вы это связываете?

- Думаю, потому, что теннисисты с детства играют друг против друга, знают друг друга и это уже сложившиеся отношения, на которые не влияют внешние факторы.

- Но даже в теннисной тихой гавани есть минусы? У нас нет Кубка Кремля, турниров в Санкт-Петербурге.

- Да, в России запрещено пока проводить очковые турниры, мы в сумме лишились 42 турниров, но сумели переложить календарь так, чтобы наши дети очень много играли в Армении, в Грузии, Узбекистане, Казахстане и в Турции. Для молодежи этого вполне достаточно. Вообще же наши игроки выступают в 73 странах мира. Но есть и плюсы. Сейчас в России проводится более 3,5 тысяч турниров. Игроки много времени проводят здесь, а значит у нас больше возможностей с ними работать.

Шамиль Тарпищев.

- Многие виды спорта страдают от нехватки инвентаря в условиях санкций и ищут возможности внутри страны. Как с этим в теннисе?

- Никаких проблем. У нас что - струны, ракетки, мячи и форма. Форма у ребят контрактная. Мячей мы закупили порядка 30 тысяч, и на этот год нам с лихвой хватает, потому что у мячей сохранность до двух лет. Ракетки тоже не проблема заказать в другой стране — кто-то выехал и привез сразу много. Для любого спортсмена до 17 лет нужно не более трех ракеток в год.

- Это если не ломать их, как Бублик.

- Или как Сафин. Помню, ломает Марат очередную, и я его спрашиваю, сколько у него ракеток по контракту? Оказывается, 64 штуки в год. А сломал он на тот момент только 58. Ну раз шесть еще осталось, ломай, говорю.

- Поскольку теннис выгодно отличается от многих других видов спорта и своей возможность играть на международном уровне, и результатами наших игроков, в секциях, наверное, сейчас бум?

- Абсолютно верно, просто им негде тренироваться — кортов не хватает. В прошлом году в моей экспериментальной группе было 62 человека, а сейчас больше ста. Я едва могу вместить занятия со всеми. У нас много талантливых, но если я 14-летних не начинаю отправлять тренироваться за рубеж, то 12-летним уже негде работать.

- Проблема с кортами решаемая?

- Пытаемся решать. К примеру, почему у нас все разучились играть на земле? Потому что грунтовых кортов нет. На грунт мы выходим в средней полосе России где-то 20 мая. В СССР выходили 10 апреля, но сейчас климат изменился. Сейчас договорились в Бодруме и выходим 20 марта. Есть еще Ташкент. В мае начнутся сборы в Армении, где мы получили базу в среднегорье с 9 грунтовыми кортами и тремя крытыми на высоте 2 тысячи метров. Для подготовительного периода это идеально — объем легких увеличивается, восстановление лучше.

- С грунтом и правда у многих россиян проблемы. Но у Даши Касаткиной, например, это вроде любимое покрытие. Что с ней вообще случилось в последнее время? Кажется, что депрессия осталась позади, и она выглядит счастливым и открытым человеком, но после лучше в карьере сезона начался спад.

- У Касаткиной очень хорошая голова. Наверное, одна из лучших в Туре. Но у нее есть два недостатка. Она очень медленно подает и играет не мощно. На быстрых покрытиях это проблема, сейчас начнется земляное, и результаты пойдут вверх. Чтобы она подавала быстрее, должна быть проведена отдельная работа, но во многом процесс упущен в детстве. У нее вторая подача — 120 километров в час. Все ее сверстницы подают под 180, ну минимум 150-160 на второй подаче. Но если на быстром покрытии при такой скорости ее убивают, то на земле она будет успевать, потому что гасится скорость полета мяча. Вот там она сможет выигрывать за счет головы. Остальное все зависит только от нее. Если же пытаться этот недочет исправить, нужна ее глубокая убежденность в том, что она это может сделать. Если собраться, на определенное время плюнуть на результат и пахать, то можно попробовать это исправить. Это как с Сафиным — вот если бы он работал, как Федерер, то он вместо него мог бы шесть лет быть первым. Но он вальяжный художник внутри и не захотел этого.

"У Касаткиной голова одна из лучших в Туре". Фото: Nikku/XinHua/Global Look Press

- Даша сменила тренера. Что Флавио Чиполла может ей дать?

- Все западные тренеры — они больше советчики. Приведу пример Кафельникова и Ларри Стефански. Умный, знающий тренер, все правильно говорил. Но приходит Сафин и предлагает Кафельникову: «Пойдем в гольф поиграем». И они вместо тренировки идут играть в гольф. Наши игроки привыкли, что их надо заставлять, просто исторически так сложилось. Тренеры-советчики могут быть прекрасными, но иногда это просто не работает с нашими. У Карена Хачанова был хорватский тренер Ведран Мартич с восточноевропейской школой. Вот он требовал. А потом Карен взял другого и результаты пошли вниз. Сейчас с ним работают Хосе Клавет и тот же Мартич, которые его заставляют. И мы видим плоды уже сейчас, в этом году он может быть в десятке.

У Карена Хачанова все впереди: он снова будет в десятке. Фото: IMAGO/Schreyer/Global Look Press

- Медведев со старта сезона начал транслировать в мир большую уверенность в себе, говорит об этом на каждой пресс-конференции. У него новый психолог или отцовство так повлияло?

- Главное, чтобы уверенность в себе не перешла в самонадеянность. На самом деле, уверенность он потерял в прошлом из-за спада результатов, но и он объясняется просто. Даня получил травму, долго после этого тренировался в щадящем режиме и не смог набрать потенциал. Он не мог играть три матча подряд, и естественно страдала подача, потом появилась неуверенность. Так что снижение результатов в данном случае естественный процесс, который мало от него зависел. Например, летом сгорел на Кирьосе — два раза ему проиграл, потерял уверенность и пошел вниз. А если бы этих матчей не было, он бы из десятки не вылетал. Как только он избавился от травм, провел подготовительную работу и выиграл первый турнир, все встало на свои места. Сейчас он показывает близкую к идеальной игру, появилась та самая уверенность и результат. Достаточно быстро он будет в пятерке, я думаю.

Даниил Медведев с трофеем турнира в Дохе. Фото: Nikku/XinHua/Global Look Press

- То есть дело не совсем в психологии?

- Не всегда причина в психологии. Игроки все разные. Вот возьмем Рублева. Он не знает усталости, поэтому постоянно перетренирован, и его надо останавливать. То, что он проигрывает в первом круге, это чистая перетренировка, которой он не чувствует. А значит, нет внутренней силы и нет внутренних эмоций. Тонкая вещь — просто вовремя не остановили. Даня же наоборот, все это чувствует, и опыт травмы ему поможет еще больше обращать внимание на такие вещи. Он умеет делать правильные выводы. Но вообще уровень тенниса на сегодня такой, что теннисист сотни может выиграть у теннисиста десятки только по причине психологии. Если в СССР психология составляла 3-4 процента от результата, то сейчас в среднем — 30 процентов. Но в отдельных случаях может и до 90 доходить.

- Рублев с психологом как раз не работает...

- Он же агрессор, какой психолог! У него настрой на той стороне корта соперника убить, а тут психолог подошел...

- С какого возраста вообще теннисистам нужен психолог?

- Сто человек пришли в детскую спортивную школу, тренируются, и вдруг тренер объявляет соревнования. 30 процентов играют лучше, а 70 хуже. Вот этим семидесяти нужен психолог.

Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!

Читайте также

Новости


Самое читаемое