Матчи сборной с Кенией и Камеруном показали место нашего футбола

Футболисты национальной команды завершили октябрьский сбор ничейным матчем с Кенией. «МК-Спорт» объясняет, почему это хорошо, хотя поводов для беспокойства более, чем достаточно.

Команда Карпина не проигрывает в контрольных матчах.
Игроки сборной России радуются голу в ворота Камеруна / фото РФС, Михаил Шапаев

Прежде, чем говорить об очередных товарищеских матчах сборных, необходимо уяснить одну простую вещь. То, что сегодня наша сборная существует, проводя эти самые, как некоторым критикам может показаться, совершенно необязательные матчи – уже большое достижение. И тренерского штаба, и руководства Российского футбольного союза (РФС), и даже самих футболистов. Потому что сложно найти соперников, сложно заставить себя выходить на поле, сложно ставить задачи на такие матчи. Зная, что в это же самое время почти что рядом другие европейские сборные проводят официальные матчи за право играть в финалах международных турниров. И что за эти матчи им будут начисляться очки в таблицу коэффициентов ФИФА и УЕФА. И что у футболистов этих сборных есть возможность показать себя, а затем, если все удачно сложиться, уехать не в кипрский полу-любительский клуб, а во вполне серьезную команду из первой десятки европейских чемпионатов.

Говорили об этом уже тысячу раз и ничего нового не прозвучало? Так его и не будет, нового, у нас еще неизвестно сколько времени. Вот на прошлой неделе заикнулись в руководстве Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), что возвращают наши мужскую и женскую молодежные сборные в свои турниры, так еле потом ноги унесли. От своих же получили так, что шведа, вице-президента УЕФА Карла-Эрика Нильссона выгнали с поста президента шведской спортивной конфедерации и вполне вероятно лишат места в европейском футбольном союзе.

Да, и президент РФС Александр Дюков, и генеральный секретарь РФС Максим Митрофанов правы – технически, по документам, наши юноши и девушки до матчей допущены. Только вот играть в них не могут по другим «техническим» причинам. Которые, конечно же, будут решать. Всем европейским футбольным миром навалятся на эту проблему, и решат обязательно. Причем именно в тот момент, на который сам президент этого УЕФА, словенец Александер Чеферин и указал – сразу после окончания СВО. Это ведь его слова. А пока почему то не покидает ощущение, что держат наш футбол в европейском доме в парадной, как какую-то челядь – боятся, что поля им своими бутсами запачкаем. И от этого еще обиднее и злее на душе.

Но Максим Митрофанов прав – а куда идти то? Тем более, что как раз в таких вот товарищеских матчах начиная с сентября 2022 года мы уже видели примерный уровень тех сборных, в союзе с которыми мы можем оказаться в случае выхода из УЕФА. Вам понравилось? Так что вернемся к матчам с Камеруном и Кенией.

***

Хорошо быть диванным критиком, и сидя перед экраном телевизора или стоя перед объективом телекамеры возмущаться всей грудью: кого обыграть то не можем? Это что ли соперники для славных наследников Яшина и Старостиных? Во-первых, как уже было сказано выше – соперники те, какие в этой реальности есть. А во-вторых – начиная с сентября прошлого года, когда команда начала снова выходить на поле после введения тотальных санкций против нашего футбола, Карпин еще ни одного матча не проиграл. Ни одного. Да, проиграли олимпийской сборной Египта 11 сентября – но Валерия Георгиевича на скамейке запасных в том матче не было. Командой руководил Виктор Савельевич Онопко. Так что первую часть претензии можно снять – идем без поражений.

Более того, не побоимся сказать, это тоже своего рода преодоление – играть тогда, когда кажется, играть уже незачем. И тяжелее всего в этой ситуации даже не футболистам, тяжелее всего тренерам – потому что обсуждать и критиковать будут в любом случае. Ведь соперники то зачастую, даже не из первой сотни. А ноги ломать ребятам и садиться «на банку», пролетая мимо медалей и призовых в национальном чемпионате – турнире, где есть реальная, а не виртуальная мотивация, ой как не хочется.

И в ротации состава, и в необычно расширенных списках тоже есть смысл – когда, как не сейчас проверять всех, кто хоть немного подходит самой главной команде страны. Потому что срок, о котором говорил президент УЕФА Чеферин, может наступить в любой момент. И тогда уже будет поздно команду заново собирать – лучше продолжать работать планомерно и последовательно.

Что мы увидели в матче с Камеруном? Вообще-то, самым сильным соперником за последний год? Увидели гол Чалова. Увидели, как в атаке сборной действую Пиняев и Обляков. Увидели основного вратаря сборной Матвея Сафонова – к этому тоже, кстати, надо привыкать. Увидели оборону Солдатенкова, Сильянова, Волкова и Осипенко. Увидели в центре поля Баринова – лидера команды. И нормально это все выглядело. Есть, что подрихтовать, но в целом - рабочий вариант. После перерыва посмотрели, как в атаке Соболев с братьями Миранчуками действует – тоже терпимо.

Игра с Кенией тоже дала пищу для размышлений. Какой-то хулиганский, безответственный футбол едва не привел к поражению. Но ведь собрались. Не бросили играть, не раскисли – отыгрались. И это тоже хорошо. Увидимся в ноябре.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ:

«МК» попросил заслуженного тренера России Александра ТАРХАНОВА прокомментировать последние матчи нашей сборной.

— Какое впечатление у вас оставила игра нашей сборной против Кении?

— С Кенией сыграли неважно. И скоростей не было, и позиционных моментов не было. Единственное, комбинацию со вторым голом хорошо разыграли. Хорошая передача на Облякова была сделана.

Вообще, матч с кенийцами хорошо начали. И быстрый гол хороший забили. А потом обмякли, многое стало не получаться. И в обороне, конечно, ошибки — атаки кенийцев надо было сразу останавливать. Тем более что пространства для этого у наших футболистов было достаточно. Перехватывать мяч и самим идти в атаку. У Джикии не было четкости в игре, в том числе в игре головой.

По большому счету, должны были кенийцев обыгрывать. Хотя сейчас никого с крупным счетом не обыграешь — все научились играть, научились обороняться. В этом есть сложности. Мы пока не можем позиционную оборону выстроить и позиционную атаку хорошо разыграть.

— Как вы считаете, почему матчи с Камеруном и Кенией получились такими разными? Может быть, из-за того, что против камерунцев в стартовом составе вышли нападающие Чалов, Пиняев и Обляков, а против кенийцев с первых минут играли Соболев и братья Миранчуки в атаке?

— Возможно. С Камеруном играл основной состав сборной, а с Кенией — не совсем. Может быть, сыгранности еще нет. Взаимопонимания не было, разрозненность в действиях, в игре.

Свое мнение в интервью «РБ» высказал и почетный президент РФС Вячеслав КОЛОСКОВ:

— Игра сборной России в матче с Кенией сильно отличалась от того, что мы увидели против Камеруна. Здесь от той встречи вообще ничего не было, разве что прессинг в начале первого тайма. Что случилось потом — непонятно. Было много ошибок, неразбериха, картина поменялась.

Итоговый результат не так важен, главное — то, что мы увидели в исполнении команды. В целом игра сборной России в этом матче вызвала грусть, смотреть это было трудно, невозможно. Не хотелось портить впечатление, честно говоря. Теперь необходимо сделать правильные выводы, понять, что было не так, и исправить это.

Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!

Читайте также

Новости


Самое читаемое