- Михаил, ещё раз поздравляю вас с долгожданным дебютом в ММА, а главное победой! Какие ваши дальнейшие планы: вернетесь ли в самбо или продолжите свою карьеру в ММА? Есть какие-то предложения со стороны менеджеров, где продолжить свою профессиональную карьеру?
- В ММА и только пришёл. В ближайший год я буду совмещать, как Магомед Магомедов, тоже трехкратный чемпион мира по боевому самбо, как Денис Гольцов, выступление в самбо с поединками в ММА. Мне Фёдор тоже посоветовал не уходить, потому что, так сказать, нужно еще там повыигрывать. Пока есть такая возможность нужно выступать, нужно брать титулы по боевому самбо. Да и тренеры мне сказали, что спешить никуда не надо. Вот первый бой сделал, сейчас дальше будем тренироваться, улучшать свои навыки. Я хотел уже 20 декабря выступить на турнире Open FC, но мне настоятельно рекомендовали - не надо торопиться.
- А кто вам это сказал, к чьим советам прислушиваетесь?
- Мной сейчас занимается Александр Игоревич Сидорин. Он в этом мире смешанных единоборств имеет понимание, имеет какие-то знакомства, связи, вот и помогает мне с боями. У Фёдора Емельяненко тоже есть своя команда, с которой я как раз и проходил заключительный этап подготовки к турниру лиги «Сокол». Вадим Немков выступал как раз в главном бое вечера.
- Вы рассчитываете, чтобы «Федор Тим» и дальше вела именно по профессиональной лестнице в ММА?
- Мы пока что, так сказать, знакомимся. С Фёдором мы сейчас в один зал ходим. Он мне сделал абонемент в фитнес-клуб, в котором он в Москве занимается. Во вторник мы с ним неплохо так снова потренировались. Сейчас я спешить никуда не хочу. Основная цель - это улучшить свои навыки, то есть подготовить свое тело к более серьёзным противостояниям. Это самое главное для меня на данный момент - я понимаю то, что я уже могу выступать в ММА.
Посмотрев поединки других ребят-тяжеловесов, я вижу то, что могу с ними конкурировать, просто нужно постепенно туда прийти. Чтобы ничего лишнего не было.
- Сейчас нашим читателям надо сделать такое пояснение. Михаил по своим антропометрическим данным вполне соответствует уровню лучших тяжеловесов ММА, таких как Аспиналл, Ган, Павлович. Его рост — 1 метр 95 см, вес под 120 кг. По физическим данным вы вполне можете с ними конкурировать, и единственное в чем вы уступаете это в опыте…
- А может быть, мне ещё рано в ММА? А в 35 уже будет поздно? Тут главное — никуда не спешить. Я знаю у одного боевого самбиста, тоже трёхкратного чемпиона мира, который просто всех сносил на своём пути, но когда он зашёл в ММА, его сразу же «закинули» под очень сильных ребят. И он потерпел несколько очень тяжелых поражений. Ему очень сильно испортили карьеру, и поэтому нужно в смешанных единоборствах двигаться вперед постепенно.
- Успеете ли проделать тот путь, который себе наметили в ММА, и не поздно ли в 27 лет начинать свое восхождение в смешанных единоборствах?
- Нет, не поздно. Главное — сохранить силы. При желании драться можно и в 40 лет. Если не ошибаюсь, в весе до 93 кг бразилец в 43 или 44 года стал чемпионом. Я, конечно, ни на что не намекаю, но для себя уже решил, что до 45 лет не хочу драться. Сейчас я, как только почувствую, как мне только скажет Фёдор, что «всё Миша вот ты стал лучше» и уже можно газ держать, и будем держать его (улыбается).
- Вы уже вскользь упомянули о такой детали, без которой сейчас очень трудно представить мир смешанных единоборств – это так называемый трэш-ток. Современные ММА — это 30 процентов твоих навыков борьбы, а 70 — это то, что происходит за клеткой, как ты общаешься, ведешь соцсети?
- Да-да, это основная работа бойца на самом деле: как ты разговариваешь, ведёшь социальные сети, коммуницируешь с публикой, как ты себя показываешь. Это даже более необходимая для успешной карьеры деталь, даже чем как ты выигрываешь. Самое главное, чтобы даже если ты высоко разговариваешь, нужно это всё подкреплять боями.
- Вот у вас добрый характер, весёлый. Готовы ли вы где-то перешагнуть через себя, и до какого предела сможете это сделать в трэш-токе? Какие у вас морально-этические пределы?
- Человек может оскорбить, главное — не оскорбиться. Вот как ты для себя это понимаешь. Мне Емельяненко вот что сказал: «вот меня, допустим, оскорбляют - я могу многое простить, как-то стерпеть, ещё что-то. Но вот если мою семью заденут, то тут уже всё по-другому будет».
Мне, конечно, сложно соответствовать Фёдору в этом плане. Я ещё не такой сильный внутренне человек, но всё равно я буду стараться придерживаться, в моём понимании правильных моделей поведения. То есть без вот этого всего. А если человек позволяет себе, переходить допустимые грани, в любом случае - это можно сразу же обозначить. Если вы русскоязычные или если переводчик есть, вы как бы сразу должны показать, какие темы запретные, что человек не может говорить, и уже от этого плясать. А там дальше уже видно будет.
***
- Кстати, Фёдор тот пример, который себе сделал имя в ММА без какого-либо трэш-тока. Сейчас есть тоже наш чемпион в UFC, который по-английски не разговаривает, но при этом в своих соцсетях такую ерунду пишет, но все знают, что это его менеджер за него несет гадости, которые совсем не вяжутся с самим поведением этого бойца…
- Да, я понял о ком вы говорите. Это Магомед Анкалаев - он очень хороший парень, очень воспитанный, очень религиозный, за собой следит. Но есть в ММА люди, которые сами по себе. Вот, допустим, если ты не хочешь там что-то такое делать, то лучше не делать. А если ты, по своей сути такой человек, любишь там цеплять другого, искать какие-то минусы у другого человека, оскорблять – то он это делает. Каждому своё.
- В плане общения, у вас хороший английский язык, сможете вести общение или трэш-ток в соцсетях?
- Потихоньку учу английский сейчас. Это как раз делаю именно с той перспективой в дальнейшем самому общаться с поклонниками и подписчиками, и, конечно же, с соперниками. Если ты знаешь английский, то у тебя аудитория гораздо будет больше.
- После первого боя в ММА ваша аудитория в социальных сетях расширилась?
- Да, она особенно после видео с Фёдором расширилась намного. Две или даже три тысячи человек добавились, если все соцсети взять.
- Не могу, конечно, не спросить и про финансовый вопрос. Насколько дебют, и в целом выступление в ММА увеличили ваш доход по сравнению с боевым самбо? Например, на последнем чемпионате мира в Бишкеке за победу полагались четыре тысячи долларов, а сколько получают за бой в смешанных единоборствах?
- Да, в самбо у нас небольшие деньги. В ММА же гонорары полностью зависят от самого тебя, так сказать, от уровня твоей оппозиции, от того, насколько ты себя прокачиваешь в медиа. Вот, у меня пока что сильного медиа нет. Но в любом случае половину чемпионата мира я отбил.
- Не совсем до конца понятно слово – «отбил». В прошлогоднем интервью нам вы говорили, что копите деньги на ММА. Получается, что для того, чтобы зайти в ММА, еще самому надо доплатить, так?
- Если честно, то спорт — это очень затратное занятие. Даже не профессиональный, а просто боевой спорт, например самбо. Из-за того, что у нас не так много денег, как скажем у футболистов или теннисистов, то мы не можем лишний раз сходить на массаж, не можем лишний раз сделать себе МРТ, когда понимаем, что у нас рука не двигается. У нас просто нет лишних средств для того, чтобы пойти и посмотреть, что случилось. То есть ты терпишь, ты снова просыпаешься, ты снова идешь на тренировку и так далее. Многие люди просто из-за этого завязывают, потому что им просто некому помочь.
- Даже будучи трехкратным чемпионом мира и членом сборной России вы сталкиваетесь с подобными проблемами?
- У меня, слава Богу, сейчас, таких трудностей нет. В сборной России у нас очень хороший доктор в команде. Я ему только напишу, чтобы он мне сделал перевод в клинику, и меня сразу принимают. Никаких проблем с этим нет. Я иду в клинику, мне там и МРТ, и уколы, и всё, что хочешь. Сейчас вот на Киевскую езжу, там очень хороший центр, очень хороший врач - Погребской Максим Александрович.
- Всё равно шаг в ММА — это ещё и возможность обрести какой-то финансовый фундамент. В одном из своих предыдущих интервью вы говорили, что хотели бы заработать много денег, чтобы открыть свои школы и помогать людям?
- Да, конечно. Тут даже дело не в деньгах, я иду в ММА не ради них - это больше, наверное, мое эго. Когда я первый чемпионат мира выиграл, да даже чемпионат России, то ты понимаешь, что, как у любого человека, который обладает определёнными амбициями, нужно идти дальше. Я знаю людей, которые выиграли один чемпионат мира, а у кого-то получается за всю жизнь выиграть только один турнир, и они как бы останавливаются на этом. Я выиграл, и типа галочку поставил. То есть они всю жизнь к этому идут, а у кого-то получается несколько раз.
Вот я победил и не понимаю, так надо и что дальше? Потому что у меня от первого чемпионата мира были неоправданные ожидания. Я всю жизнь думал, что вот сейчас я выиграю, и у меня будет какое-то признание, люди будут относиться ко мне по-другому. Может и моя жизнь как-то улучшится. Понятное дело, ради чего всё это делаем. Просто раньше мы это делали бесплатно, и просто хотели тренироваться. У нас была мечта, цель, а сейчас уже с возрастом семья появляется, дети, и уже нужно не только о себе думать. То есть ты уже не можешь на автобусе, на метро доехать до тренировки, там зайцем пробежать. Одно яблоко съесть за целый день и радоваться, что потренировался два раза. Сейчас уже, конечно же, мысли совсем о другом.
- Вы сказали, что ожидали чуть большего от первого триумфа на чемпионате мира в 2023 году, а что конкретно? Может быть, вот этой отдачи вы не получили из-за того, что самбо не является олимпийским видом спорта. Каковы, на ваш взгляд, перспективы самбо войти в олимпийскую семью в ближайшее время?
- Если честно, мне смешно, когда этот вопрос в принципе кто-то обсуждает. В наше время мы же все здравомыслящие люди и понимаем, что Россию никто не любит в этом мире. И тем более наш вид спорта. Мы, конечно, будем безумно рады, если вдруг это когда-нибудь случится. Особенно с тем учётом, куда сейчас движется мир. Вы смотрели открытие Олимпиады, которая была в Париже? Как они извратили религию, как посмеялись над ней. Этот мир идёт не туда, куда нужно. Поэтому, мы будем рады, если самбо когда-то станет олимпийским видом спорта. Я лично буду очень рад. На данный момент - это просто мечта.
- В последнее время начались определенные подвижки к возвращению России на международную арену. Вот уже разрешили лыжникам участвовать в отборе к зимней Олимпиаде, дзюдоистам вот вернули флаг и гимн. Вам ведь тоже хочется, наверное, встать на пьедестал почёта и услышать гимн России?
- Честно говоря, когда я был на первом чемпионате мира в Ереване, мне безумно этого не хватало. Я большой патриот своей страны, и когда я видел то, что там ходят команды, а у них у всех флаги, гербы, они за себя, так сказать, кричат. У нас же форма без обозначений. Если ты Россию наденешь, у тебя 10 тысяч штрафа будет. То есть у нас форма без обозначений. Поднимаешься на подиум, гимн ФИАС играет. Вообще непонятно, что это такое. И ты тупо стоишь целую минуту. Я бы лучше без музыки минуту постоял. Это честное слово!
Безумно неприятно, когда спорт и политика друг друга, так сказать, совмещают. Спорт должен быть вне политики. Потому что у нас, у большинства спортсменов нет ни богатых родителей, ни богатых родственников, ни там людей, которые что-то в жизни, так сказать, решают на глобальном уровне. То есть мы, самбисты - все обычные ребята, которые просто хотят чего-то в жизни добиться. И когда люди, которым в большинстве своём просто повезло родиться в какой-то там богатой и хорошей семье и попасть на определённые должности, и они вот так вот просто портят людям судьбы. Это безумно неприятно!
Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!