Юрист объяснил, почему возраст не поможет Валиевой избежать наказания

Шокирующая новость о том, что допинг-проба 15-летней Камилы Валиевой дала положительный результат, поставила под угрозу не только золотую медаль в команднике, но и выступление Камилы в личном турнире. Правда, проба сдана в декабре, запрещенное вещество (триметадизин) найдено в минимальном количестве, а Валиевой еще нет 16 лет и санкции могут быть мягче. «МК-Спорт» обратился к спортивному юристу Алексею Паничу с вопросами о том, действительно ли все эти факты могут как-то помочь.

Никаких послаблений в вопросе лишения медали не будет
Камила Валиева. Фото: Lan Hongguang/XinHua/Global Look Press

- Алексей, как может смягчить возможные санкции тот факт, что Камиле Валиевой еще нет 16 лет?

- Могу предположить, что могут быть применены какие-то сокращенные сроки дисквалификации, чем если бы это случилось с совершеннолетним спортсменом. Но главный вопрос, я так понимаю, в том, лишат ли команду медали. Так вот в этом вопросе, скорее всего, никаких послаблений в силу несовершеннолетия спортсменки не будет.

- А то, что допинг-проба сдана еще в декабре? Это как-то поможет?

- Так она сдана незадолго до Олимпийских игр. В целом алгоритм всегда один и тот же. Если сдается допинг-проба, и она оказывается положительной, то это означает, что все результаты, которые показаны в течение последующего определенного периода, аннулируются. Но это если не принимать в расчет конкретное вещество, которое было обнаружено, и в какой дозе оно было обнаружено, потому эти факты как раз могут быть основаниями для оспаривания санкций.

- То есть чемпионат Европы в Таллине, Олимпийские игры — все это аннулируется?

- Да, но на продолжительность дисквалификации влияют как раз нюансы, в том числе найденное вещество. Одни вещества влекут длительную, другие — менее продолжительную дисквалификацию.

- А то, что вещество было найдено в минимальном количестве?

- Минимальное количество — понятие растяжимое. Есть вещества, выявление которых в какой угодно дозе означает, что допинг-проба является положительной. Судя по всему, как раз такое вещество и обнаружено, хотя я не могу категорически это утверждать, поскольку не знаю точно, что именно было обнаружено. Но предполагаю, что срок дисквалификации может захватить и Олимпийские игры. Но на самом деле микро-доза может являться поводом для оспаривания. Случается, что оборудование, на котором оно выявлено, имеет условно допустимую погрешность. Если выявленная доза находится в пределах этой погрешности или в целом в пределах минимально выявляемой дозы конкретного вещества, то нужно выяснять реально ли оно присутствовало в пробе. Может подниматься вопрос о вскрытии пробы В. Теоретически может быть такое, что в пробе А найдено, а даже при повторном тестировании пробы А его не окажется. Или же не найдут в пробе В.

- Если принимается решение о вскрытии пробы В, то она анализируется уже на другом оборудовании? Вы сказали, что минимальное количество может быть погрешностью...

- Да, может, и на том же. Спортсмена уведомляют, про вскрытие пробы В. Если спортсмен не дает согласия, тогда автоматически делается вывод, что он виноват. Если он дает согласие, то может отправить своего представителя на вскрытие пробы В. Можно ходатайствовать о том, чтобы анализ был проведен на другом оборудовании и в другой лаборатории, если есть какие-то основания сомневаться в качестве оборудования лаборатории, которая провела первоначальный анализ. Не факт, правда, что это ходатайство удовлетворят.

- Я правильно понимаю, что все это будет уже потом?

- Думаю, что будет потом. На Олимпиаде существует возможность оперативно оспаривать ряд вопросов, там формируется оперативно действующий арбитраж, который может рассматривать жалобы спортсменов. Но в той ситуации, которую мы обсуждаем, такой арбитраж вряд ли сможет нашей спортсменке помочь.

- Почему?

- Этот арбитраж следует экстраординарной процедуре, и имеет своей целью оперативно решить простые вопросы. Когда счет идет на часы. Например, спортсмена отстранили от соревнований, и он не может расчитывать на то, что он позже обратится в арбитраж по стандартной процедуре и добьётся нужного результата. Прямо сейчас он пропускает соревнования, к которым готовился четыре года, и изменить это никакое положительное решение в дальнейшем не сможет. И вот этот арбитраж на Олимпийские играх берет пакет документов, изучают его, причем, как правило, они никого не заслушивают, а принимают решения исключительно по документам. Используя эту экстраординарную процедуру судья за несколько часов принимает, например, решение, что спортсмена надо допустить. Здесь же ситуация непростая, решение нельзя принять за несколько часов. Необходим целый пласт доказательств, а возможно и свидетельских показаний. Надо дополнительно анализировать допинг-пробы. То есть совершать много действий, и займет это длительное время. Так что, думаю, вопрос будут рассматривать в рамках ординарной процедуры. Если медали лишат, то в случае положительного судебного решения ее можно будет вернуть. Ставки высоки, поэтому подготовиться надо будет серьезным образом.

- Но тут как раз может встать вопрос об участии Валиевой в личном турнире.

- Вот этот вопрос может быть вынесен на рассмотрение по экстраординарной процедуре. Если не будет какой-то определенности с этим первым решением, то вполне возможно, что примут решение допустить, просто потом будут разбираться уже по ординарной процедуре по всем вопросам.

Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!

Читайте также

Новости


Самое читаемое