В нашем футболе введут новый лимит на легионеров и станет только хуже

В российском футболе анонсировано введение нового лимита на легионеров, Как обычно, его инициаторы обещают, что нововведение поможет и сборной, и клубам, но на практике все будет иначе. "МК-Спорт" разбирается, почему предложенная формула лимита никого не устроит, а к тому же грозит премьер-лиге еще более заметным разделением на сильных и слабых.

Новый лимит на легионеров в РПЛ – половинчатое решение, которое не поможет ни сборной, ни в еврокубках
Легионеры "Зенита" сохранят свои места при любом лимите. Фото: Вячеслав Евдокимов / ФК «Зенит»

НОВЫЙ ЛИМИТ «13+12» И «НАЛОГ НА ЛЕГИОНЕРОВ»

Российский футбольный союз (РФС) согласовал с Министерством спорта России новый формат лимита на легионеров в РПЛ, слухи о котором ходили уже давно, сообщает «СЭ». Никакой сенсации чиновники не приготовили. Новая формула, заготовленная уже на следующий сезон, будет включать 13 легионерских позиций в заявке на сезон (не более 8 одновременно на поле), а также 12 россиян, из которых четверо должны быть воспитанниками клуба. Сейчас действует  ограничение в 8 легионеров в заявке на сезон.

Кроме того, по информации издания, будет введен «налог на легионеров», суть которого в том, что за использование каждого игрока, подпадающего под это понятие (а это не все иностранцы), клубы будут платить в специальный фонд, а тот распределять между командами, задействующими молодых россиян до 23 лет.

Судя по первым реакциям, мнение журналистов и экспертов по новому, гипотетическому пока, лимиту разделилось. С одной стороны, он вроде как должен облегчить жизнь нашим участникам еврокубков и одновременно увеличить конкуренцию для российских футболистов внутри команд, а также сохранить гарантированное время для кандидатов в сборную и мотивировать клубы активнее работать с молодежью. С другой, создается впечатление, что это полумера, которая не принесет ощутимой пользы российскому футболу.

Наверное, когда будет больше подробностей по данному предложению, мы сможем по достоинству оценить его сильные стороны, но пока велико желание охарактеризовать его выражением «ни два, ни полтора». Слишком уж много сомнений в том, что все сработает именно так, задумывают авторы, и вот почему.

РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ НА «РОССИЙСКИЕ» И «ЛЕГИОНЕРСКИЕ»

Сначала разберем первую часть новой формулы – 13 легионеров при 8 в поле. Желание РФС облегчить клубам выступление в Европе за счет увеличения количества легионеров понятно, но нюанс состоит в следующем. Если в чемпионате по-прежнему три игрока основы будут «лимитчиками» (как и сейчас), то велик риск, что клубы будут заранее выделять «российские» позиции и не станут приобретать на них иностранцев. И наши футболисты продолжат «вариться в собственном соку».

Так часто происходило во времена формулы «6+5» (шестеро россиян и пять легионерах в поле). Клубы просто определяли шестерых сильнейших игроков с правильным паспортом и на их позиции приобретали еще шестерых россиян (на подмену), а на оставшиеся пять вакансий претендовали только иностранцы. Хороший пример – «Краснодар» в сезоне-2018/19. «Быки» тогда определили легионерской позицию центрального защитника. К белорусу Александру Мартыновичу перед сезоном добавились Урош Спайич (Сербия) и Йон Фьолусон (Исландия), а по ходу чемпионата приехал Стефан Страндберг (Норвегия). Да, были еще Алексей Грицаенко, Иван Таранов и Сергей Бородин, но они ни разу (!) не вышли на поле.

Объяснение такого решения простое: так тренерам не надо ломать голову, кем из легионеров жертвовать в ближайшем матче – правым защитником или левым нападающим. С изменением лимита на «8+17» в заявке им стало проще – все восемь иностранцев могут выходить на поле. Проще комплектовать команду стало и менеджерам – определялись три сильнейших россиянина, остальные позиции комплектовались легионерами, которым в качестве дублеров приобретались игроки с правильным паспортом.

Такое длительное отступление нужно было для того, чтобы объяснить – если в поле по-прежнему будет восемь иностранцев, значит, остальные пятеро тоже будут занимать аналогичные позиции, а «российские» амплуа останутся за нашими футболистами. Это значит, что при выходе в Лигу чемпионов 11 иностранцев в основе условного «Зенита» маловероятны, потому что никто не станет держать дорогостоящего легионера ради шести-десяти матчей в сезоне. А дешевый легионер не даст усиления в еврокубках. То есть задачу улучшения положения в рейтинге УЕФА эта формула не решит.

16 ПОЛЕВЫХ НА 20 ПОЗИЦИЙ В СБОРНОЙ

Не будет от нее пользы и сборной, поскольку все кандидаты в нее разделятся на две категории – трое игроков основы, у которых по-прежнему не будет серьезной конкуренции (а значит, и дополнительной мотивации), и еще несколько дублеров, которые не способны пробиться даже в первую команду. Тут стоит оговориться, что это больше относится к командам верхней половины таблицы, но именно из них и формируется национальная команда, а не из игроков условного «Урала», где может быть и пятеро, и шестеро россиян в основе.

Кроме того, в РПЛ под категорию «легионер» не подпадают граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии (страны участницы ЕАЭС). Поэтому тот же «Зенит» и взял в аренду у «Кайрата» защитника Нуралы Алипа. Давайте представим, что он выиграл конкуренцию в обороне и провел в РПЛ все 30 матчей. Сколько «российских» позиций осталось в составе? Две!

А теперь дайте учтем еще один фактор – почти во всех командах РПЛ основными вратарями являются россияне. Вообще вратарская школа у нас по-прежнему на приличном уровне. Зачастую не вызывает нареканий игра даже голкиперов из команд второй половины таблицы. В разное время в сборную призывались Сергей Песьяков («Ростов»), Александр Беленов («Уфа») и Юрий Дюпин («Рубин»), хорошо проводят нынешний сезон Илья Лантратов («Химки») и Иван Ломаев («Крылья Советов»), а еще есть крепкие профессионалы вроде Ярослава Годзюра («Урал») и Артура Нигматуллина («Арсенал»).

То есть вратарская позиция почти железно останется за россиянами. А это значит, что список кандидатов в сборную из 8 лучших клубов РПЛ легко может выглядеть так: 8 вратарей претендуют на три места в заявке и 0-16 полевых игроков (в зависимости от количества белорусов и казахстанцев в составах) на остальные 20 позиций. И это не будет равномерным распределением по амплуа, то есть опять где-то густо, где-то пусто.

Особую иронию ситуации добавляет тот факт, что вратарь ЦСКА Игорь Акинфеев завершил карьеру в сборной, то есть, исходя из логики поклонников лимита, просто занимает позицию кандидата в национальную команду. Так что при наличии казахстанца Бактийора Зайнутдинова и Игоря Дивеева армейцам в основу россияне больше не нужны, а по факту Валерий Карпин имеет возможность вызвать в сборную только воспитанника уфимского футбола.

Так ли уж выигрывает сборная при новом лимите, исходя из всего сказанного выше? Подчеркну, что по сравнению с нынешним лимитом разница невелика – и там, и тут по три россиянина в основе, из которых можно выбирать. Минус условные белорусы (например, Виталий Лисакович из «Рубина»). Так что для сборной почти ничего не изменится, кроме того факта, что сейчас Карпин может пошерстить хотя бы запасных «Зенита», а при новой формуле и там половина будет представлять другие страны.

ЗАЧЕМ «ЗЕНИТУ» ПЛАТИТЬ «УФЕ» ЗА АРЕНДОВАННОГО У НЕГО ЖЕ ЮНИОРА?

Вторая часть лимита – про «налог на легионеров». Опять же, цель очень достойная – клубы побогаче с большим количеством иностранцев станут как бы финансировать клубы победнее, готовые сделать ставку на молодых россиян. В теории это должно расширить список потенциальных кандидатов в сборную, но так ли будет на практике?

Во-первых, всех сильных молодых ребят и так растаскивают топ-клубы, и они там зачастую долго сидят в запасе, а остальным приходится довольствоваться теми, кто остался. То есть игроками ниже среднего уровня без особых перспектив. Новый лимит мотивирует «бедных» активнее задействовать тех, кто у них есть, но это лишь приведет к тому, что и без того не самый высокий уровень игры команд второго эшелона еще упадет, а взамен сборная никаких кандидатов не получит.

Более того, игроков до 23 лет будут сознательно пихать в состав ради заработка, а по достижении этой возрастной планки сплавлять куда-нибудь. А кому они будут нужны в РПЛ? Богатых будут тащить легионеры, а бедные найдут новый «источник дохода». Вот и поедут 24-летние покорять ФНЛ. Много сборной или нашим еврокубковым бойцам пользы от того, что в подэлитном дивизоне полно ребят с опытом игры в РПЛ?

Самый класс начнется, когда условный «Зенит» выкупит у «Уфы» молодого парня, а потом отправит его в обратную аренду набираться опыта высшей лиги и еще будет платить уфимцам за его появления на поле в формате налога. Ну, не безумие ли?

«НАЛОГ НА ЛЕГИОНЕРОВ» - ГАРАНТИРОВАННЫЙ ДОХОД ДЛЯ АУТСАЙДЕРОВ

Новый формат вообще провоцирует клубы из нижней половины таблицы тупо зарабатывать на игроках до 23 лет. У них там и без того проходит свой собственный чемпионат внутри РПЛ. Высоко наверх им не подняться, зато между собой можно потолкаться в борьбе за выживание. А поскольку и конкуренты будут стараться заработать, вся группа команд с удовольствием переквалифицируется в молодежки и будет стричь зелень, ведь достаточно просто не вылететь.

Кстати, и этот риск не столь велик, ведь РФС ужесточил правила лицензирования, и теперь клубы ФНЛ с трудом могут получить право выступить в РПЛ, а это значит, что и зона переходных матчей не так страшна, да и прямой вылет далеко не обязателен. А когда нет риска, но есть мотивация, можно набрать хоть два состава бесперспективного молодняка и разводить "богачей" на деньги.

А теперь давайте представим, что некий клуб-аутсайдер X в первой половине сезона взлетел на седьмую строчку и оторвался от зоны вылета на десяток очков. Неужели вторая половина чемпионата для него не превратится в распродажу путем выставления приносящего доходы молодняка? Или, допустим, аутсайдер Y вылетел из РПЛ за 6 туров до конца. Кто запретит им в оставшихся играх выпускать молодежку, чтобы оформить себе эдакий «золотой парашют»? И как это все повлияет на уровень и зрелищность матчей? А если в этих играх будет решаться судьба чемпионства?

«ДИНАМО» БУДЕТ ПОЛУЧАТЬ СКИДКУ ЗА ПРИСУТСТВИЕ ЗАХАРЯНА?

Самое нелепое в этом все заключается в том простом наблюдении, что на фоне снижения доходов российские топ-клубы и без дополнительной финансовой мотивации переходят на современные экономические рельсы и рыщут в поисках перспективной молодежи. «Спартак» зимой взял Даниила Хлусевича, Данилу Пруцева, Леона Классена и Илью Свинова, у «Динамо» уже есть Арсен Захарян, Константин Тюкавин, Вячеслав Грулев и Роман Евгеньев, «Краснодар» все пытается задействовать своих воспитанников, ЦСКА с 2018 года делает ставку на молодежь, полностью перестраивается «Локомотив». Так кого мотивируют новые правила?

Еще прикольно, что «Динамо», и без того не способное жить без Захаряна, будет еще получать какие-то деньги за его выходы на поле. Ну, или точнее, недоплачивать в фонд за игру своих легионеров, если предусмотрен взаимозачет. А зачем эта скидка, если Арсен и так необходим?

Другой пример – Иван Сергеев. Едва ли не самому интересному российскому нападающему уже 26 лет. Зимой он переехал из «Крыльев Советов» в «Зенит», но стали бы самарцы вообще его задействовать в РПЛ, если бы была возможность тупо зарабатывать на выходах какого-нибудь 20-летнего игрока? Парня можно было бы просто потерять. В общем, возраст явно странный критерий, который в чистом виде ничего не значит.

И вообще, раз уж мы боремся с завышенными зарплатами и трансферными ценниками на россиян, разве логично увеличивать таким образом стоимость молодых игроков?

Есть еще неофициальная информация от  Ильи Казакова о том, что за сыгранную минуту легионера старше 23 лет клубы будут платить 10 тысяч рублей. Если это так, то матч с восемью зрелыми иностранцами обойдутся условному «Спартаку» в 100 тысяч евро, а потолок за сезон – 3 млн евро. Сложно представить, чтобы эта сумма отпугнула кого-то из топов, а ведь она точно будет заметно ниже.

НОВЫЙ ЛИМИТ – ШАЖОК В СТОРОНУ ОТМЕНЫ?

В завершение хотелось бы сказать о том, что вообще-то стремление РФС ослабить хватку лимита на легионеров похвально. И новая формула может помочь в том смысле, что клубам потребуется меньше россиян на лавке, а значит, их зарплаты несколько упадут, и предложения от европейских середняков не будут уже столь непривлекательны. А игра за какие-нибудь «Райо Вальекано» или «Эльче» даст куда больше опыта и мастерства, чем даже выступления за ведущие клубы России без какой-то серьезной конкуренции за место в составе.

Возможно, новая формула – это очередной шажочек в сторону отмены лимита, против которого выступают на самом верху. И за ним последуют другие шаги. В этом контексте можно рассматривать его, как маленькую победу и даже похвалить президента РФС Александра Дюкова, но именно эта формула здесь и сейчас никакой пользы ни Карпину, ни Семаку не принесет, как не повысит зрелищность РПЛ и не поспособствует увеличению зрителей ни телетрансляций, ни на трибунах.

Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!

Читайте также

Новости


Самое читаемое