Опять скандал: за месяц до старта чемпионата неизвестно, кто в нем будет играть

Воронежский «Факел», заняв второе место в первенстве ФНЛ, получил право играть в чемпионате России-22/23 по спортивному принципу. Но сегодня этого недостаточно: клубу еще надо привести в порядок свой стадион, который не соответствует регламенту Российской Премьер-лиги. И если этого не случится, то "Факел" могут не пустить в РПЛ, а его место отдадут другим. «МК-Спорт» пытается разобраться в этой запутанной истории.

у "Факела" большие проблемы со стадионом, и на их решение осталось несколько недель
Маскот "Факела" развлекает болельщиков на фоне закрытых трибун в аварийном состоянии. Фото: fakelfc.ru

Немного предыстории

19 марта 2022 года президент РПЛ Ашот Хачатурняц вернулся из-за границы, где он находился «по личным обстоятельствам», чтобы 22 марта провести общее собрание клубов Лиги. Ситуация была тревожной. Руководство «Краснодара» раздумывало о снятии с чемпионата и даже несколько раз говорило об этом руководству РПЛ. Спортивный журналист Сергей Егоров утверждал, что Галицкий дважды звонил Хачатурянцу с намерением сняться с чемпионата.

Причиной было решение ФИФА, позволявшее легионерам и иностранным тренерам в одностороннем порядке приостановить действие контрактов с российскими клубами до 30 июня 2022 года. После этого из "Краснодара" сбежали восемь легионеров во главе с главным тренером Фарке и его штабом. Не лучше была ситуация и в «Рубине», потерявшем шесть легионеров. «Локомотив», «Динамо» и «Зенит» тоже несли потери.

22 марта ситуацию удалось переломить. Ашот Хачатурянц по итогам собрания заявил в том числе следующее.

«Клубы РПЛ хотят, чтобы вне зависимости от спортивного результата команды, занявшие два последних места, не вылетали в ФНЛ. Этот вопрос будет рассмотрен на заседании исполкома РФС 23 марта. Он не будет решен сразу, потому что есть множество факторов, которые нужно рассмотреть. В том числе - финансовая готовность клубов РПЛ и ФНЛ, которые борются за выход в РПЛ, состояние стадионов.

Мы ещё не знаем, сколько клубов смогут закончить чемпионат, сколько готовы играть в следующем году. Сейчас речь идёт о выживании и сохранении футбола в тех условиях, в которых мы оказались. С некоторыми акционерами я неоднократно обсуждал этот вопрос по телефону и убеждал, что этого (не доигрывать сезон) делать не нужно».

Обратите внимание на реплику про состояние стадионов – позже вы поймете, почему.

Кризис миновал. «Краснодар» доказал, что хорошая клубная академия решает, заняв четвертое место по итогам сезона. А вот «Рубину» и «Арсеналу» повезло меньше – вылетели в ФНЛ. «Уфа» и «Химки» попали в стыки. «Химки» выплыли, «Уфу» потопил «Оренбург». А дальше началось самое интересное.

Скандалы, интриги, расследования.

За мораторий на вылет или расширение Лиги до 18 команд руководители нескольких клубов РПЛ боролись до последнего. «МК-Спорт» подробно освещал перипетии этой захватывающей истории. И только Исполком РФС 24 мая поставил точку в этом вопросе, заявив, что ни того, не другого не будет – в следующем сезоне в составе 16 команд чемпионата будут играть «Торпедо», «Факел» и «Оренбург».

А дальше началось самое интересное.

28 мая казанские СМИ сообщили, что руководство РФС и РПЛ ради снижения напряженности и ради сохранения целостности чемпионата, в марте обмануло некоторые клубы Лиги, пообещав им сохранения прописки в Премьер-лиге по итогам сезона в любом случае. А потом не сдержало собственных обещаний. Сперва об этом заявил генеральный директор «Рубина» Рустем Сайманов. Дюков и Хачатурянц отрицали даже саму возможность такой договоренности. Но 7 июня к Сайманову присоединились генеральный директор «Уфы» Шамиль Газизов и спортивный директор «Ростова» Алексей Рыскин, подтвердившие, что подобный разговор все-таки был.

Хачатурняц еще 30 мая отверг эти обвинения. Позже на высказывания Газизова и Рыскина отвечал уже генеральный секретарь РФС Александр Алаев.

«Никаких альтернативных (исполкому РФС- прим.ред.) площадок для обсуждения вопроса, параллельных переговоров с клубами или альтернативных формул принятия решений, помимо заявленных выше, не существовало и существовать не могло. Распространяемую информацию о том, что решение о моратории на вылет из РПЛ или любых других изменениях формата могло быть принято в других обстоятельствах, Российский футбольный союз считает несостоятельной», — сказал вечером 7 июня Алаев журналистам.

Казалось бы, все понятно.

Все? Нет, не все.

Кто «зажег «Факел»?

Во всей этой истории со взаимными претензиями и обвинениями есть один, на первый взгляд, неприметный участник, вокруг которого, словно вокруг «небесной оси» из романа Булгакова, закручиваются интересные «цепочки событий и совпадений».

Перед тем, как попытаться их разглядеть, сразу скажем, и будем готовы повторить тысячу раз – никаких намерений обидеть футболистов и тренеров «Факела», «Оренбурга» или других команд РПЛ и ФНЛ у нас нет. И быть не может. Более того, дальше мы будем излагать только факты и цитировать открытые источники. Предоставив читателям самим делать свои выводы.

5 мая в СМИ появилась информация, со ссылкой на источники в РФС, что «Факел» одним из первых среди клубов ФНЛ прошёл лицензирование в Российской Премьер-лиге по всем критериям, кроме инфраструктурного. Комиссия РФС по лицензированию ждёт информацию о дооснащении «Центрального стадиона профсоюзов» в Воронеже оборудованием, соответствующим требованиям РПЛ. В случае, если эта информация не будет предоставлена в ближайшее время, воронежский клуб не получит лицензию РФС-1. При этом «Факел» выполнил остальные требования — он соответствует стандартам Лиги по финансовому, спортивному, кадровому, правовому и другим критериям.

17 мая генеральный директор «Факела» Роман Асхабадзе сообщил, что предоставил документы на лицензирование клуба для выступления в РПЛ. «Предоставлены все документы. Дальше комиссия будет их рассматривать и принимать решения. То, что «Факел» не проходит лицензирование, было известно и раньше. На сегодняшний день правительство Воронежской области предоставило все необходимые документы по приобретению необходимого оборудования. Вплоть до фискальных чеков. Вопрос только в графике и сроках. Стадион забран в управление профильным департаментов Воронежской области. К июлю стадион должен быть готов. Резервным стадионом у нас заявлен Краснодар», — сказал Асхабадзе.

18 мая в интервью «РБ Спорт» Асхабадзе заявил в том числе следующее: «Бюджет клуба около 300 миллионов рублей. Ситуация экономическая сложная. На трансферы – ноль. Даже если выходим в РПЛ, по уставной деятельности, которая утверждена Наблюдательным советом во главе с губернатором, у нас стоит ноль». При этом еще в середине марта спортивный директор «Факела» Кирилл Котов поддерживал расширение РПЛ до 18 команд.

19 мая генеральный директор «Уфы» Шамиль Газизов на общем собрании клубов РПЛ задал вопрос директору по развитию РФС Максиму Митрофанову о наличии лицензий для игры в РПЛ. В разговоре с изданием Sport24 Газизов подчеркнул, что Митрофанов не называл «Факел» среди клубов, которые могут играть в Премьер-лиге. В беседе с журналистами после этого собрания Митрофанов на вопрос, устроили ли его документы, поданные «Факелом» на лицензирование, однозначного ответа не дал, сказав, что процедура выдачи лицензии еще не завершена, и он не хочет влиять на работу остальных членов комиссии.

21 мая «Уфа» обыграла «Рубин» в последнем туре чемпионата, отправив команду Леонида Слуцкого прямиком в ФНЛ. Утром этого же дня (хотя слухи доносились еще накануне) стало известно, что «Факел» получил лицензию РФС-1. С оговоркой, что все недочеты по стадиону необходимо исправить до 6 июля.

«Как 21 мая они получили лицензию, для меня это загадка. Это не ко мне вопросы. Это все к руководству РФС», — сказал Газизов в упоминавшемся несколькими сроками выше интервью.

5 июня в интервью «Спорт-Экспрессу» Асхабадзе еще раз подтвердил, что стадион соответствует практически всем требованиям, основное из которых — вместимость (21 тысяча), за исключением некоторых моментов, которые уже дорабатываются. Ряд замечаний, обозначенных со стороны РФС, должны быть устранены до начала чемпионата. Все работы ведутся в плановом режиме, оплачены контрагентам.

7 июня на встрече с журналистами, о которой писал «МК-спорт», Максим Митрофанов сообщил, что «Факел» в настоящий момент играет не стадионе с сертификатом соответствия второй категории, который не даёт права проводить на нем матчи РПЛ. И выразил уверенность, что по тому графику работ, который контролируется РФС, все основные критерии для выдачи сертификата стадиона первой категории «Факелом» будут выполнены». Еще Митрофанов сказал, что если «Факел» не успеет, то его заменит в соответствии с регламентными нормами «Уфа», но это решение будет принимать исполком РФС. Добавив в конце, что даже лицензия РПЛ не гарантирует жизнь клуба хотя бы на два сезона. Но, возможно, это относилось к «Уфе», а не «Факелу».

А что со стадионом?

«Центральный стадион профсоюзов» в Воронеже ремонтируют уже не первый год. Точнее, пытаются ремонтировать.

7 июня спортивный комментатор Роман Нагучев в своем телеграм-канале выложил самые свежие фотографии стадиона. Они, мягко скажем, удручающие. Сиденья демонтируются, но еще не везде, в корпусе многочисленные трещины, да и весь стадион выглядит как декорация к постакалиптическим фильмам.

Но самое пугающее – то, что эти фото сделаны 7 июня. Сезон в ФНЛ начинается 9 июля, а в РПЛ на неделю позже. В любом случае времени на все работы осталось четыре недели. 

Дмитрий Соболев, руководитель департамента физической культуры и спорта Воронежской области сказал в интервью "РИА Воронеж" в этот же день:

«Стадион передан профсоюзами в безвозмездное пользование на 5 лет ГБУ ВО «Спортсооружения», являющемуся подразделением нашего департамента. Но переданы не все объекты, а часть, имеющая отношение к выступлению команды в Премьер-лиге. Это поле, раздевалки, табло, часть трибун, но, повторюсь, не весь стадион. Губернатор Александр Гусев поставил задачу рассмотреть возможность полной передачи стадиона, но это должно быть решение профсоюзов, и быстро этого не сделаешь. А пока все упомянутые части объектов стадиона требуют реконструкции или ремонта, что и должно быть сделано до старта нового сезона в Премьер-лиге. Уже начаты работы по реконструкции табло, освещения стадиона, подготовке входных групп в плане соблюдения всех норм безопасности. Приведем в порядок и футбольное поле. Пока говорить о том, что в Воронеже будут строить какой-то новый, современный стадион, не приходится».

Есть ли выход?

Вообще-то, есть. И так уже делалось. Чтобы дать «Факелу» еще пару недель, если это конечно спасет стадион, можно первые два тура поставить команде на выезде. А если информация «РБ-Спорт» о том, что чемпионат начнется 29 июля верна, то и целых полтора месяца будет в запасе. Но делать так все-таки рискованно. Потому что чемпионат уже начнется. И снимать команду с турнира после его начала гораздо хуже, чем просто ее туда не пускать.

Комиссия РПЛ приезжала в Воронеж 8 июня и осматривала стадион. Как говорится на сайте команды (где тоже есть фотографии, но чуть более позитивные, чем у Нагучева), представители Лиги встретились с руководством области во главе с губернатором Александром Гусевым. Гусев заверил, что все работы будут завершены в срок (где-то что-то подобное мы уже слышали в последних трех сезонах…). По состоянию на 8 июня на стадионе уже демонтировано табло, идёт смена повреждённых кресел, ведётся подготовка поля, мачт освещения, раздевалок и иных подтрибунных помещений, зоны повышенной комфортности, выполняются работы по прокладке коммуникаций для СКУД и рекламных LED-панелей, а также приведению арены к соответствию требованиям основного вещателя лиги.

Но времени на окончательное приведение стадиона в соответствие с требованиями РПЛ осталось совсем немного. И риск того, что в Воронеже могут не успеть, признал даже заместитель генерального секретаря и директор по развитию РФС Максим Митрофанов:

«Если до начала сезона клуб не получит сертификат соответствия, то лицензия РПЛ -1 будет отозвана. Что тогда? По алгоритму, который заложен в регламенте соревнований, мы смотрим на покинувшие РПЛ клубы, которые соответствуют лицензии. Дальше мы смотрим клубы до шестого места из ФНЛ в случае, если они обращались и уже получили лицензию РФС-1. Далее, если объективно команд будет меньше 16, то происходит сокращение числа участников данного уровня соревнований.

Если «Факел» не исправит замечания, то в соответствии с правилами его место займёт клуб, финишировавший на 14-м месте в РПЛ, то есть «Уфа», — заявил Митрофанов.

В общем, за несколько недель до старта чемпионата РПЛ мы все еще не знаем, кто будет в нем участвовать.

Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!

Читайте также

Новости


Самое читаемое