«Мечта маркетолога»
После ухода Марии на пенсию журналисты Forbes подсчитали суммарный заработок теннисистки за всю карьеру. Цифры ошеломительные — 325 млн долларов, из которых только 38,8 млн долларов призовых за теннисные матчи. В число «пенсионеров» Мария уходит в ранге самой высокооплачиваемой спортсменки из России.
Впрочем, и в США можно по пальцам перечислить тех, кто заработал за карьеру больше Шараповой. Из мира тенниса это удалось только Серене Уильямс — 350 млн долларов. С ней у россиянки свои счеты, за свою удивительную карьеру наша спортсменка так и не нашла подход к игре американке, проиграв ей по сумме очных встреч со счетом 3-20.
Как говорится в статье Forbes, Шарапова стала «мечтой маркетолога» в 2004 году, когда победила как раз Серену Уильямс и выиграла Уимблдон в 17 лет. На тот момент у россиянки были только два спонсора, но ситуация быстро изменилась — годовой заработок подскочил с 3 до 18 миллионов долларов, благодаря чему она стала самой успешной спортсменкой на планете. Число ее контрактов со всевозможными компаниями - от часов до машин - очень быстро превысило два десятка (после чего менеджеры Марии стали ограничивать ее рекламную активность и повышать стоимость ее услуг). Кроме того, Шарапова была частым гостем обложек модных журналов. На протяжении 11 лет Мария была самой высокооплачиваемой спортсменкой мира, а в 2012-м решила открыть свой бизнес.
Sugarpova
Идея открыть свой бизнес пришел к Шараповой спустя восемь лет после невероятной победы на Уимблдоне. После этого случились еще и победы на US Open-2006 и Australian Open-2008. А в 2012-м и долгожданный триумф в Париже на кортах "Ролан Гаррос" — турнире, который не очень нравился теннисистке из-за покрытия. Его, впрочем, Шарапова покоряла дважды, но как раз восемь лет назад победа над Сарой Эррани в финале официально ввела Марию в клуб величайших теннисисток всех времен, собравших карьерный "Большой шлем" из побед на четырех главных турнирах.
Когда, казалось, что все в спорте достигнуто — Шарапова открыла кондитерский бизнес Sugarpova. Он вложила 500 тысяч долларов в свой сладкий бренд, а уже три года спустя ее доход достиг отметки в 30 млн долларов. В 2019 году доход оценивается скромнее - "всего" в 20 млн долларов в год, но теперь у Марии есть время на свое дело.
Бизнес Шараповой шел в гору даже в те времена, когда она отбывала дисквалификацию за применение запрещенного мельдония. В 2016-м спортсменку дисквалифицировали на два года, затем срок сократили до 15 месяцев. За это время Мария распиарила свой конфетный бизнес. Чего только стоит шоколад Sugarpova с надписью «нет ГМО и мельдония».
Большие потери
Допинговый скандал серьезно ударил по карману Шараповой. После оглашения информации о применении теннисисткой мельдония, многие компании отказались спонсировать Марию. Так, например, Nike, с которым у Шараповой был 10-летний контракт на 70 млн долларов, первым разорвал сотрудничество со спортсменкой.
Читайте также:
«Sharap-Over»: иностранные СМИ припомнили Шараповой мельдоний
О паузе в отношениях объявили и многие другие крупные бренды. Сумма рекламных контрактов с каждым из них составляла в среднем 1,5 млн долларов. Были и те, кто не бросил Марию в трудную минуту — производитель ракеток Head протянул руку помощи, не став разрывать контракт.
Впрочем, когда шум вокруг мельдониевого скандала стих, а опросы показали, что линия поведения, выбранная Марией (она собрала пресс-конференцию, открыто заявила о проваленном допинг-тесте, назвала его своей собственной ошибкой и попросила у всех прощения), только прибавила симпатий публики к ней, многие рекламодатели вернулись. После паузы контракты с теннисисткой возобновили Nike, Colgate & Palmolive, Porsche и Evian. В итоге, из крупных спонсоров ушли только TAG Heuer, Avon и Tiffany & Co.
Сложно подсчитать сколько денег потеряла Шарапова из-за истории с мельдонием, однако это не помешало ей вновь выйти в список самых высокооплачиваемых спортсменов мира сразу после отбытия дисквалификации.
Теперь же Мария завершила свою теннисную карьеру и ушла на покой с состоянием в треть миллиарда долларов. Столько доходов из своей спортивной славы еще не удавалось извлечь ни одному российскому спортсмену. Даже Александру Овечкину, как подсчитал Forbes, удалось заработать почти втрое меньше.