Вы знали, что синхронное плавание придумали для мужчин? Теперь они возвращаются!

Мужское представительство в синхронном плавании увеличится в ближайшее время. Несколько лет болельщики привыкали к микст-дуэтам, но теперь на чемпионатах мира появится мужское соло, а на Играх — смешанные группы. Предложение озвучила Международная федерация плавания, и его, вероятно, примут осенью. Тем, кто спросит, зачем мужики лезут в женский вид спорта, отвечает самый титулованный синхронист мира Александр Мальцев. Его интервью «МК-Спорт» камня на камне не оставит от ваших предубеждений.

Текст, который разрушит все ваши стереотипы
Александр Мальцев и Майя Гурбанбердиева на ЧМ-2019 в Кванджу. Фото: YUTAKA/AFLO/Global Look Press

Если снять шоры и копнуть глубже в историю и суть синхронного плавания, то все стереотипы о странных мужчинах в женском виде спорта разлетаются в прах. Вас ведь не тревожат мужчины на льду, тогда почему вызывают усмешку мужчины в воде? Микст-дуэты в синхронном плавании — это и есть аналог парного фигурного катания, только в бассейне. Именно так объясняет самый титулованный синхронист, четырехкратный чемпион мира Александр Мальцев, знающий историю своего вида спорта, кажется, лучше всех на свете. В стране — совершенно точно.

«Еще в детстве я фанатично полюбил синхронное плавание. Всегда верил, что мужчин допустят однажды до официальных соревнований. А потом стал по крупицам собирать информацию об истории, развитии. На русском языке источников практически нет, поэтому, бывая за границей на соревнованиях, покупал книги, сам переводил с английского и французского. И потом написал несколько работ, в том числе и научные работы в РГУФК, где учусь в аспирантуре», - рассказал в интервью «МК-Спорт» Александр.

Женщины отобрали синхронное плавание у мужчин

Разбивать стереотипы Мальцев начал сходу. Синхронное плавание изначально было мужским видом спорта. Туше, критики. Еще в 19 веке в Европе, Канаде и Японии им начали заниматься мужчины. Просто потому что только они тогда и могли заниматься спортом. И называлось оно по-разному. Изобразительным плаванием — в Германии, строевым — в Англии, Бельгии и Голландии. Но суть оставалась та же: спортсмены в воде под музыку выполняли различные фигуры, проплывы и перестроения.

«Это был некий прообраз нынешних произвольных программ. Правда, тогда никакого образа не было, а музыка использовалась, чтобы создать ритм и синхронизировать пловцов друг с другом».

Чуть позже, уже в конце 19 века, в Англии зародилось другое направление, которое как раз было похоже на современную обязательную программу — гребки, фигуры, спецпередвижения, в общем — база. «В английском Королевском обществе спасения жизни спасатели тренировались и искали новые формы передвижений, и придумали первые наши гребки: торпедо, стандартные гребки и прочие. Первый рекорд был зарегистрирован у 14-летнего англичанина, выполнившего ту самую обязательную программу, правда по сравнению с современной она была сильно упрощенной», - объясняет Мальцев.

В начале прошлого века этот вид спорта становится все популярнее, появляется так называемый «водный балет», в котором уже начинают принимать участие и женщины: «Это случилось на волне женской борьбы за свои права. Девушки тоже захотели заниматься спортом, и многих привлекало синхронное плавание. Одной из тех, кто многое сделал для популяризация этого вида, стала австралийская пловчиха Аннет Келлерман».

Она приехала в США и стала выступать с номерами в большом аквариуме, где на задержке дыхания выполняла элементы, которые потом вошли в синхронное плавание. Аннет прозвали «подводной балериной», она попала в кино, снялась в фильме «Дочь Нептуна», который вышел на экраны в 1914 году. Спортсменке и актрисе очень нравилась идея о фантастическом подводном мире, в котором произошла бы красивая история любви. Эту идею воплотил в жизнь режиссер Герберт Бреном. «Зрители были в таком восторге, что стали повторять ее движения в обычных водоемах. Эта была первая волна популяризации синхронного плавания», - объясняет Александр.

Название случайно придумал диктор

После Первой мировой войны в США стали появляться клубы, ставиться шоу. Один из них создала Кэтрин Кертис, преподавательница Чикагского университета. «Ее труппа называлась «Современные русалки», а в составе были и мужчины, и женщины. Именно благодаря их выступлению на Всемирной выставке в Чикаго в 1934 году и благодаря диктору Норману Россу и появилось название «синхронное плавание».

Диктор просто не знал, как назвать все это водное действо, но увидев, как синхронно выполняют движения пловцы, так и сказал. Термин прижился. Успех шоу, кстати, был колоссальный. Десять тысяч посетителей Всемирной выставки восторгались красотой и необычностью выступления, и тут же захотели видеть что-то подобное еще.

Зрители смотрят шоу Билли Роуза

Запрос удовлетворили в Голливуде, где в конце 30-х — начале 40-х стали появляться мюзиклы на воде. Одним из шоу, которое радовало зрителей и на экране, и в жизни, стала знаменитая «Водная феерия» продюсера Билли Роуза с участием олимпийских чемпионов по плаванию Элеоноры Холм и Джонни Вайсмюллера, знаменитого «Тарзана» и первого в мире пловца, преодолевшего дистанцию в 100 метров быстрее, чем за минуту. Позже Элеонору сменила другая пловчиха - Эстер Уильямс, трехкратная чемпионка и рекордсменка США по плаванию. Она собиралась ехать на Олимпиаду-1940, но ее отменили из-за Второй мировой войны. Тогда она пошла в водные мюзиклы и стала настоящей звездой.

«Эстер Уильямс легко давались всевозможные элементы в воде, и это выглядело очень привлекательно и грациозно. Они с Джонни Вайсмюллером представили некий прообраз современного микст-дуэта, хотя по нынешним меркам все было довольно примитивно. Но несмотря на то, что Вайсмюллер был знаменитый чемпион, Уильямс его затмевала в этих водных шоу — женственная грациозная русалка, подводная балерина. По большому счету, из-за Эстер синхронное плавание стало развиваться в дальнейшем как чисто женский вид».

Официально FINA (Международная федерация плавания) признала этот вид спорта в 1952 году, закрепила за ним название «синхронное плавание», создала комитет и определила его как женский. Первые правила были утверждены в 1956-м, и только в 1984 году его включили в олимпийскую программу. Так продолжалось почти 60 лет, пока в конце 2014 года FINA не вернула мужчин в синхронное плавание. Впервые микст-дуэты выступали в Казани в 2015 году, где победу одержали Александр Мальцев и Дарина Валитова.

Решение FINA – как снег на голову

Четырехкратный чемпион мира рассказывает, что несмотря на то, что это был чисто женский вид спорта, мальчики продолжали заниматься синхронным плаванием. Иначе откуда бы взялся Билл Мэй, первый синхронист-мужчина, о котором мы услышали. Вместе с партнершей Кристиной Лам американец завоевал серебро на Играх доброй воли в 1998 году. Тогда смешанный дуэт соревновался с женскими, и проиграли они нашим Марии Киселевой и Ольге Брусникиной.

Билл Мэй вернулся в спорт в 30 с лишним, и завоевал еще несколько медалей на чемпионатах мира. С Канако Спендлов на ЧМ-2017 в Будапеште. Фото: Attila Volgyi/Xinhua/Global Look Press

«Именно тогда пошли разговоры, что пора включать мужчин. Но все затянулось... Так что наш вид спорта стал развиваться как смешанный только с 2014 года. Я тогда учился на втором курсе института физкультуры, вышел с тренировки, включил телефон, а там куча неотвеченных! На самом деле, несмотря на длительные обсуждения, решение FINA было как снег на голову... Никто не предполагал, что они объявят об этом всего за полгода до очередного чемпионата мира».

В то время многие сборные набирали синхронистов из плавания, но в России был свой, готовый. Александр Мальцев начал заниматься синхронным плаванием в 2002 году. «Когда я пришел в санкт-петербуржскую секцию, мальчики там уже были. Их начали набирать, вероятно, потому что с конца 90-х уже вовсю говорили о микст-дуэтах. До этого парни этим видом спорта не занимались. В СССР вообще синхронное стало развиваться поздно. Лет тридцать лидерами были канадки и американки, мы у них учились. Только с конца 90-х начались российские триумфальные победы».

Правда, набирать — набирали, но в итоге остался только Мальцев... Просто потому что прикипел к бассейну. Остальные бросали по разным причинам. Как объясняет Саша, потому что не было перспектив. «У нас в стране вся система выстроена таким образом, что нужно иметь разряд, чтобы оставаться в спортивной школе. По документам тоже все должно быть четко. Если на бумаге это женский вид спорта, то мальчиков не могут зачислить. Все что было — это либо в коммерческих школах, либо неофициально. Выполнить разряд было нельзя, официально выступать на соревнованиях тоже нельзя — только вне конкурса. Естественно, это отбивало желание тренироваться».

Ну и насмешки от сверстников никто не отменял —девчачьим видом спорта в какой-то момент становилось стыдно заниматься. Вот многие и не выдерживали. Но Мальцеву было плевать на общественное мнение. Он терпел все эти выступления вне конкурса, остался одним парнем из набора, продолжал развиваться и в итоге стал лидером синхронного плавания среди мужчин. Как он говорит, видел цель и просто ждал момента.

Это такая интуиция хорошая или просто счастливая случайность? Александр говорит, что просто верил. «Мне казалось, что если я буду честно работать, то все получится. Я с детства понимал, что наш вид спорта должен быть смешанным, что однажды будут разрушены стереотипы. Правда, не знал, во время моей ли карьеры. Но это было не столь важно. Я все равно хотел остаться в этом спорте, стать тренером, воспитывать других, продолжать развивать мужское синхронное плавание».

Микст-дуэта стало недостаточно

Собственно, для развития Мальцев уже сделал невероятно много. В том, что сейчас FINA внесла предложения дополнить программу чемпионатов мира мужским соло, а на Олимпийских играх разрешить включать в группу до двух мужчин, есть и его заслуга.

«Одного микст-дуэта уже давно было недостаточно. Я давно говорил, что должно быть представлено мужское соло. Это логично, это отдельный индивидуальный вид. Также говорил и о том, что рано или поздно мы придем к смешанным группам. Такое впервые было опробовано на Мировых сериях, и много разговоров я вел на эту тему с представительницей техкома синхронного плавания в FINA канадкой Лизой Шотт. Она меня услышала, и это включили в программу Мировых серий. Там выступали и соло, и смешанные команды. Я в том числе делал мужское соло. Было, кстати, очень интересно и зрелищно».

По словам Александра, внедрение этих видов программ даст невероятный толчок к развитию мужской «синхронки». Если еще десять лет назад у пацанов в секциях перспектив не было никаких, то теперь они невероятно расширяются. «Да, были микст-дуэты, но это всего лишь одно мужское место в сборной! Бороться за одну квоту практические нереально, и это сильно бьет по мотивации. Теперь же варианты добавятся, мальчишки будут стремиться и конкурировать».

Покажи мне любовь

Плохо то, что для смешанных команд пока не придумали отдельной дисциплины. А значит, соревноваться они будут с чисто женскими группами. И тут большой вопрос — у кого будет преимущество? С одной стороны, говорит Саша, если в группу поставить двоих сильных синхронистов, то безусловно уровень команды вырастет. Прибавятся красивые силовые элементы, поддержки станут мощнее, смотреться выступление будет очень выигрышно.

С другой, не у каждой страны найдется столько сильных пловцов. А ставить в группу одного — не даст того же эффекта, будет почти так же, как в чисто женской группе. «В принципе сейчас во многих странах мужчины занимаются на высоком уровне. Но не все могут доехать на чемпионат мира. К примеру, в Латинской Америке практически во всех странах есть мужчины-синхронисты. Но нет финансирования, потому что федерации не выделяют бюджет на неолимпийские дисциплины. Во многих странах финансирование заточено только под Олимпиады. Получается замкнутый круг - нужно больше мужчин и микст-дуэтов, чтобы ввести в олимпийскую программу, а их не будет много, пока не введут».

Проблемы могут быть и в разнице в восприятии номеров. Синхронисты называют это «образностью». Программы для чисто женских групп и смешанных — это абсолютно разные вещи, в них разная стилистика, образы. «В женских групповых берется очень абстрактная образность — космос, океан, джунгли, Африка. А вот в смешанных командах постановка может строиться вокруг мужчин, отношений между мужчиной и женщиной. Тут сильно расширяются возможности для дуэтных партий в группе, где четко прослеживаются мужская и женская линии. И это программы с четко прорисованным сюжетом».

Уже введение микст-дуэтов сильно расширило возможности для постановщиков программ, потому что стало можно показывать любовь. Если в Токио-2020 Светлана Ромашина и Светлана Колесниченко представили прекрасных абстрактных «Пауков», то в микстах можно делать «Ромео и Джульетту», «Лебединое озеро» и брать за основу массу других сюжетов.

«Я работал с 11-летними спортсменами, ставил им «Сказку о царе Салтане». Девочка — Царевна-Лебедь, мальчик — князь Гвидон. Они рассказывают сказку на воде, и это намного интереснее. Вообще у нас очень много талантливых, сильных смешанных дуэтов до 12 лет. Одно удовольствие на них смотреть. Введение смешанных пар просто дало второе дыхание нашему виду спорта, а также привлекло много зрителей и болельщиков. В 2015 году на чемпионате мира в Казани люди ломились на микст-дуэты! Весь 10-тысячный зал был заполнен. Я точно знаю, что многие люди стали интересоваться синхронным плаванием именно после появления микстов».

У Мальцева нет сомнений, что осенью на конгрессе FINA предложения о расширении мужского представительства в синхронном плавании будут приняты и утверждены. Другой вопрос, будут ли так рисковать топовые сборные и включать на Играх мужчин в группы? Александр считает, что, возможно, сначала это опробуют на детских и юниорских первенствах. Но стереотипы продолжают рушиться, мужчины возвращаются в свой вид спорта.

Подписывайтесь на канал "МК-Спорт" в Telegram и получайте первыми новости, статьи и фотогалереи о спорте и спортсменах!

Читайте также

Новости


Самое читаемое